Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

НАТО продолжает бороться с изменением климата на словах

21-28 июня на полях саммита НАТО в Мадриде прошел Общественный форум по вопросам изменения климата. На конференции выступил Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, в своей речи он вновь продекларировал приверженность Североатлантического альянса борьбе с изменением климата, устойчивому экономическому развитию (sustained development) и зеленой энергетике, а также развитию экологических стандартов вооруженных сил членов организации.

Как было отмечено в программном выступлении генерального секретаря, НАТО в ближайшее время примет новую стратегическую концепцию международной безопасности, в которой глобальные изменения климата будут обозначены как «определяющий вызов века», что станет «мировым золотым стандартом в международных усилиях по защите окружающей среды».

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг

Говоря о конкретных шагах НАТО по адаптации к изменению климата, Столтенберг сообщил:

«Сейчас мы принимаем во внимание факторы изменения при планировании наших операций и миссий, а также в развитии новых военных возможностей. Тем самым мы поддерживаем эффективность Альянса во все более сложных условиях»

Проблемы изменения климата в нормативно-доктринальных документах вооруженных сил ряда стран, преимущественно в «западных», сегодня называются одной из основных глобальных угроз международной безопасности. Различные последствия климатических изменений, включая учащение природных катастроф, трансформацию макрорегиональных погодных систем, оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность человека и увеличивают риски снижения стабильности мировой системы, создавая условия для новых потенциальных международных конфликтов. Так, например, изменение климата тесно связано с ухудшением продовольственной и водной безопасности в уязвимых регионах и, как считается, способствует политической дестабилизации в развивающихся странах.

Антропогенное влияние на климат — например, в виде увеличения глобальной температуры в связи с расширением хозяйственной деятельности человека и, соответственно, ростом выбросов парниковых газов — признается на уровне ООН (Шестой доклад МГЭИК), ЕС и другими крупными международными организациями а также является основным предметом программы различных «зеленых» политических партий, преимущественно в Европе. Таким образом, в силу объективных причин необходимости реагирования на глобальные вызовы, а также ввиду внутриполитического запроса на защиту окружающей среды тематика стратегического военного планирования и строительства сегодня все чаще пересекается с вопросами экологии.

Прототип бронеавтомобиля с гибридно-электрической двигательной установкой General Dynamics Advanced Ground Mobility Vehicle

Традиционно перед вооруженными силами большинства стран мира ставятся задачи ликвидации последствий стихийных бедствий, природных катастроф и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Однако в последнее время все больше внимание в вопросах военного строительства уделяется фактору влияния вооруженных сил как организации и социально-политического института на процессы изменения климата.

По очевидными причинам, значительная часть энергетической инфраструктуры, используемой оборонно-промышленным комплексом и армиями всех стран мира, так или иначе слабо соответствует даже минимальным экологическим стандартам.
Современное вооружение и военная техника в качестве основных источников энергии опирается на (за редкими исключениями) ископаемое топливо. Так, например, двигатели практически любой бронированной или специальной техники использует продукты сгорания бензина, дизельного топлива. Несколько часов работы военного грузовика, не говоря уже о танке, приводят к выбросам парниковых газов, сопоставимых с десятками или даже сотнями обычных гражданских автомобилей. Все современные надводные (и подводные) корабли военно-морских сил всех стран так или иначе используют в качестве топлива дизель или еще менее экологичный мазут. Реактивные самолеты боевой авиации расходуют (в огромных объемах) керосин, а ракетное вооружение часто использует различные виды жидкого или твердого топлива, включающего десятки и сотни видов токсичных химических веществ. Помимо «углеродного следа», вызванного непосредственными выбросами продуктов сгорания в результате эксплуатации вооружения и военной техники, оборонным производствам часто сопутствуют значительные парниковые выбросы (как непосредственно в процессе выпуска военной продукции, так и косвенно в результате потребления электроэнергии из невозобновляемых источников). Альтернативные же виды топлива либо находятся на стадии разработки, либо не получили широкого распространения в военном деле.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.