Текст Денис Федутинов
7 октября текущего года началось вторжение боевиков ХАМАС на территорию Израиля. В ходе боевых действий палестинская сторона неоднократно применяла беспилотные летательные аппараты легкого класса, созданные кустарно на территории Сектора Газа, а также приобретенные на коммерческом рынке гражданские дроны, переделанные под выполнение военных задач. Подобная практика применяется не впервые. Использование дешевых дронов стало одним из трендов в современном развитии беспилотной авиационной техники.
Проблематике военного применения кустарно изготовленных или же адаптированных под новые для них разведывательные или ударные задачи изначально гражданских беспилотных летательных аппаратов уже несколько лет.
Еще недавно значительная часть стран и негосударственных формирований не могли претендовать на владение военным хайтеком. В особенности это утверждение было справедливо для авиации. Ситуация стала меняться с развитием технологий беспилотных летательных аппаратов. Первоначально появившиеся в арсеналах ведущих технологически развитых стран мира беспилотники эволюционировали, отчасти демилитаризировались и благодаря суммарному военному и гражданскому рынку в некоторых их категориях существенно потеряли в цене.
При этом доступность как конечных изделий, так и технологий их создания, а также необходимых подсистем для дронов открыли окно возможностей для небогатых заказчиков, желающих извлечь военные дивиденды из применения новых решений.
Появление идеи
Лет семь-восемь назад в мировых СМИ стали появляться сообщения о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ, тогда еще именовалось ИГИЛ)[*] начали применять в своих действиях беспилотные летательные аппараты. Пожалуй, среди похожих структур представители именно этого движения стали теми первопроходцами, которые не просто распознали перспективность новых систем, но и смогли адаптировать их, сделав «штатными», регулярно используемыми техническими средствами в достижении своих целей.
БПЛА предоставили для них новые уникальные возможности. Во-первых, беспилотники позволили им по-иному организовать сбор разведданных, значительно повысив оперативность этого процесса и, соответственно, увеличив эффективность действий. Во-вторых, они привнесли новые ударные возможности, так как боевики начали применять беспилотники для сброса боеприпасов на позиции противоборствующей стороны, поражая живую силу и военную технику.
Первоначальный ущерб от подобной активности был минимальным, однако технические специалисты и боевики незаконных вооруженных формирований последовательно совершенствовали свои системы, оттачивали тактические приемы использования беспилотников, а также расширяли практику применения. В результате стало возможно говорить о том, что применение дронов силами такого рода существенно трансформировало представления о современных угрозах и вызовах.
Если говорить о конкретных путях технической реализации новых возможностей, их можно условно разделить на три основные группы. В первую войдут присутствующие на гражданском рынке модели беспилотников. Во-вторую – самоделки, собранные энтузиастами из подручных материалов и коммерчески доступных подсистем. В третью – системы, поставляемые внешними игроками. Впрочем, предложенное разделение грубое: возможны и смешанные варианты.
К отдельному сегменту беспилотников, применяемых негосударственными структурами, можно отнести аппараты, собранные буквально из подручных средств. Распространение подобного рода беспилотных «самоделок» объясняется тем, что сам процесс создания небольших беспилотников не имеет серьезных сложностей. Можно сказать, что это задача, успешно решаемая на уровне кружков авиамоделизма.
Еще одним фактором ускоренного распространения такого подхода стало то, что многие используемые в рамках создания беспилотников компоненты, такие как двигатели, системы управления, системы связи и наблюдения, имеются в открытой продаже. К примеру, ИГ для обеспечения стабильности поставок успешно выстроила обширную логистическую сеть. Начиная с 2014 года ее представители регулярно закупали подсистемы для беспилотников у девяти компаний в Канаде и США через сеть дочерних фирм. Когда эта сеть была вскрыта и демонтирована, организация перестроила логистику с ориентацией на приобретение компонентов у компаний из Индии, Турции и КНР.
На настоящий момент можно рассмотреть несколько наиболее известных случаев применения недорогих дронов, разобрав кратко сами задействовавшиеся беспилотные летательные аппараты, схематичные сценарии их применения, а также последствия. Для удобства разложим их по нескольким регионам, связанным в основном с той или иной страной.
Сирия
Практически с момента появления на рынке таких мультикоптеров, как аппараты линейки DJI Phantom, боевики ИГ начали использовать их для наблюдения и корректировки огня. К примеру, известны кадры, на которых боевики из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам», созданной на базе запрещенной в России «Джабхат ан-Нусры», обстреливали позиции сирийской правительственной армии из самодельной пушки «Джаханнам». При этом корректировку огня террористы выполняли с помощью беспилотника.
В 2017 году ИГ начало вооружать беспилотники. Опираясь исключительно на обнародованные джихадистским движением видео, только за 2017 год можно насчитать не менее 208 «ударов», выполненных коммерческими дронами. За этим последовали шаги по созданию собственных платформ самолетного типа, поскольку они позволяли достигать целей, расположенных на больших удалениях.
Так, в ночь с 31 декабря 2017 года на 1 января 2018 года сообщалось, что двое российских военных погибли на базах в Сирийской Арабской Республике в результате атаки мятежников, в которой были задействованы дроны. Кроме того, публиковались неподтвержденные данные о повреждении в ходе этих событий нескольких единиц российской авиатехники, в это число вошел и как минимум один самолет Су-24.
Однако, пожалуй, наиболее ярким примером использования негосударственными субъектами самодельных вооруженных беспилотных аппаратов можно считать инцидент в январе 2018 года, когда сирийские боевики атаковали российские базы в Сирии. В налете, совершенном в ночь на 6 января, оказалось задействовано одновременно 13 самодельных беспилотников. Они были снаряжены боеприпасами и отправлены в полет за десятки километров от места старта. Несмотря на то, что нападение удалось отбить (семь аппаратов были уничтожены огнем российских зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С», а остальные шесть – нейтрализованы средствами РЭБ), этот инцидент остался в истории как первый случай столь масштабного применения группы кустарно изготовленных дронов.
Показанный позднее российским Министерством обороны беспилотник экстремистов представлял собой явно самодельный аппарат самолетного типа, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом. Фюзеляж беспилотного аппарата был выполнен из фанеры, консоли крыла и элементы хвостового оперения собраны на алюминиевом каркасе и обтянуты полимерной пленкой. В качестве силовой установки использован одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания класса 55–65 куб. см, вращающий тянущий двухлопастный винт. Судя по отсутствию антенн систем связи, полет, вероятно, проходил без вмешательства оператора по заранее заложенному маршруту, а навигация осуществлялась по данным ГНСС.
Интересно, что несмотря на то, что полет таких БПЛА не подразумевал возврата, их не назвать дронами-«камикадзе» в классическом понимании. Эти аппараты не имели интегрированной в конструкцию боевой части, вместо того они несли сбрасываемые боеприпасы. В качестве полезной нагрузки БПЛА террористов использовали до 10 оснащенных осколочными поражающими элементами самодельных взрывных устройств размером 20–25 см в длину и 4–5 см в диаметре с детонатором ударного действия.
Попытки использовать со стороны ИГ самодельные БПЛА были отмечены и далее. Так, в начале осени 2018 года из района населенного пункта Джиср-эш-Шугур на границе провинций Идлиб и Латакия было выпущено 15 БПЛА кустарного производства, начиненных взрывчатыми веществами, с целью уничтожения личного состава САА. До сирийского наблюдательного поста долетел один беспилотник, 13 были сбиты средствами ПВО, у одного БПЛА удалось перехватить управление и посадить его. Тем не менее, в результате атаки погибли трое военнослужащих правительственных войск и девять получили ранения средней степени тяжести.
Нет сомнений, что подобная практика будет продолжена и далее. Боевики экспериментируют как с техникой и технологиями, так и с тактическими приемами, подбирая решения, способные преодолеть имеющуюся защиту и нанести некоторый урон, ведь даже незначительные успехи затем используются в пропаганде экстремистов. При этом малая стоимость беспилотных летательных аппаратов, составляющая всего несколько сотен долларов, дает возможность использовать их довольно массово.
Йемен
Одной из наиболее результативных атак, проведенных с использованием дронов, стала атака йеменских повстанцев-хуситов на крупнейший в мире саудовский завод первичной переработки нефти в Абкайке, а также месторождения в Хурайсе, запасы которого, по оценкам Aramco, составляют более 20 млрд баррелей нефти. Атака была произведена 14 сентября 2019 года десятью беспилотными летательными аппаратами самолетного типа, каждый из которых был оснащен боевой частью.
Удар, отличавшийся высокой точностью, вывел из строя десульфуризационные колонны и вакуумные газовые сепараторы. Причем отмечалось, что часть поврежденного оборудования оказалась неремонтопригодна, а его замена заняла месяцы. Атака привела к сокращению производства «черного золота» в Саудовской Аравии на 50%, что повлекло повышение мировых цен на нефть.
Хуситы применяли беспилотники и против военных объектов саудовцев. В апреле 2021 года йеменские хуситы заявили в Твиттере (сейчас – Х) о проведенной атаке авиабазы короля Халида в Саудовской Аравии в Хамис-Мушите.
В ходе атак применялись беспилотные аппараты Qasef, оснащенные боевыми частями различного типа, вероятно, фугасного и осколочно-фугасного действия. Этот БПЛА внешне напоминает аппарат Ababil иранской разработки. Однако в то же время видно, что он не соответствует серийно изготавливаемому оригиналу и представляет собой некую локальную версию, адаптированную под непромышленное производство и использование в составе комплекса из смеси местных деталей и компонентов, контрабандой доставленных в Йемен из-за границы.
Его характеристики неизвестны, но можно предположить, что они могут быть близки к характеристикам «иранца». Ababil имеет радиус действия 150–200 км и продолжительность полета до 2 ч. Практический потолок составляет порядка 3000 м. На борту он может нести полезную нагрузку массой 30 кг.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.