Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Продажи оружия компаний из Топ-100 SIPRI вновь подросли

Несмотря на нарушение цепочек поставок и конфликт на Украине, продажи вооружения компаниями из рейтинга Топ-100 SIPRI растут. Рост наблюдается седьмой год подряд, в 2021 году он составил 1,9% к 2020 году. В абсолютных показателях продажи продукции военного назначения крупнейшими компаниями отрасли составили $592 млрд, говорится в свежем докладе Стокгольмского института.

 

Как и ранее, большинство компаний рейтинга – американские, но совокупный объем их продаж снизился. Продажи ВВСТ 40 американских компаний, включенных в рейтинг, составили $299 млрд, что на 0,8% (в реальном выражении) меньше, чем в 2020 году. Авторы доклада отчасти связывают это с высокими темпами инфляции. Также в докладе обращается внимание на волну слияний и поглощений в американском ОПК и предполагается, что правительство США может ограничить возможность реализации таких процессов в будущем, чтобы сохранить высокий уровень конкуренции среди производителей.

Интересны изменения в европейских компаниях рейтинга. В общей сложности 27 компаний показали совокупный рост в 4,2%, что составило $123 млрд в абсолютных величинах. При этом рост по секторам был неравномерным: компании аэрокосмической отрасли ввиду сбоев в цепочках поставок в 2021 году понесли убытки, в то время как европейские судостроители, менее ощутив на себе последствия пандемии, смогли нарастить продажи.

В 2021 году 5 ближневосточных компаний из Топ-100 продали оружие на сумму $15,0 млрд, что на 6,5% больше, чем в 2020 году. Это самые высокие показатели роста по регионам в Топ-100 по итогам 2021 года.

В целом показали рост и азиатские компании, в рейтинге Топ-100 насчитывается 21 такая компания. Общие продажи региона в 2021 году достигли $136 млрд, что на 5,8% больше, чем годом ранее. Наибольшая доля приходится на китайские компании – общий объем продаж 8 китайских компаний рейтинга составил $109 млрд. Впервые в рейтинг попала тайваньская компания, с выручкой от продаж в $2 млрд она заняла 60-ую строчку рейтинга. На 4 южнокорейских компании пришлось $7,2 млрд, рост к 2020 году составил 3,6%. Авторы доклада отмечают, что по итогам 2022 года продажи южнокорейских компаний могут увеличиться. А вот совокупные продажи оружия 4 японскими компаниями рейтинга упали на 1,4% по сравнению с 2020 годом и составили $9,0 млрд.

В 2021 году в Топ-100 вошли 6 российских компаний – на три меньше, чем годом ранее. Авторы доклада объясняют это тем, что по трем компаниям – «Алмаз-Антей», «КРЭТ» и «Росэлектроника» – отсутствовали данные, именно по этой причине они не попали в список. Что касается 6 «зачтенных» компаний – их оружейные продажи, по данным SIPRI, составили $17,8 млрд, что больше, чем в 2020 году, но ненамного – всего на 0,4%.

Три из шести компаний – ОАК, ОДК и «Вертолеты России» – показали снижение продаж, в то время как три другие – ОСК, КТРВ и УВЗ – наоборот, показали рост.

Рост продаж КТРВ составил 18%, что авторы доклада связывают с расширением экспорта, и прежде всего – в Индию. Доля ОАК в общем объеме военного экспорта упала до 70% в 2021 году в сравнении с 82% в 2020 году, что связывают с реализацией проектов диверсификации и соответственным снижением выручки по ПВН. Однако уточняется, что в 2022 году в связи с событиями на Украине тенденция по наращиванию гражданской продукции предприятиями ОПК может измениться. Ожидается, что на показатели 2022 года могут повлиять и введенные в отношении российских компаний санкции.

Следует отметить, что российские официальные лица скептически относятся к подобным рейтингам. Так, комментируя рейтинг Стокгольмского института по итогам 2020 года, глава ФСВТС Дмитрий Шугаев заметил, что выводы не отражают всей картины, поскольку «SIPRI использует только открытые данные, которые, безусловно, не являются полными», и имеют политическую подоплеку. А в «Ростехе» тогда добавили, что рейтинги SIPRI не являются для них ориентиром, потому что «все расчеты приводятся в долларах, однако основной объем продукции отечественного ОПК – это гособоронзаказ, где расчеты идут в рублях».

Подробнее – доклад SIPRI