Российско-китайское сотрудничество в судостроительной отрасли

2020-2021 годы объявлены годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. За последние несколько лет в рамках договоренностей между главами правительств РФ и КНР руководящие органы судостроительной отрасли обозначили курс развития сотрудничества между странами. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в 2020 году, удалось добиться новых успехов в двустороннем сотрудничестве.

Официальный лингвистический партнер Международной выставки и конференции «НЕВА» и переводчик онлайн-конференции «Россия – Китай: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения» «ЭГО Транслейтинг СБ» подготовил для интернет-портала DFNC.RU обзор российско-китайского сотрудничества в судостроительной отрасли.

9 апреля 2021 года на международной онлайн-конференции «Россия – Китай: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения» эксперты обсудили перспективы и тренды развития сотрудничества России и Китая, потенциал экспортно-импортного взаимодействия российских и китайских компаний, а также научно-техническое и образовательное партнерство двух стран. В конференции приняли участие представители органов государственной власти: торговый представитель РФ в КНР Алексей Дахновский, заместитель директора Департамента Евразии Министерства коммерции КНР Господин Лю Сюэсун, Генеральный консул КНР в СПб Госпожа Ван Вэньли, а также предприятия частного и государственного секторов РФ и КНР. 

российско-китайское сотрудничество

Заместитель директора Департамента Евразии Министерства коммерции КНР Господин Лю Сюэсун

 

Локализовать или импортировать?

Китай является мировым лидером по судостроительному производству: на 2020 год на долю Китая пришлось около 40 % всех построенных в мире судов и около 70% новых мировых заказов. Россия является крупнейшим игроком на мировом рынке, лидирует в области строения арктических судов, ледоколов, научно-исследовательских судов и плавучих атомных электростанций.

Спрос на судостроительную продукцию значительно возрастает. Однако в России сложилась значительная зависимость от зарубежных поставок оборудования, и санкционная политикой европейских стран ставит под угрозу возможность строительства различных судов в РФ. Пока на развитие производственных мощностей организаций судостроительной промышленности и создание новых российских образцов продукции гражданского и военного судостроения оказывает негативное влияние высокая трудоемкость и стоимость по сравнению с зарубежными аналогами. Китайские производители смогут стать основными надежными поставщиками в подобном импортном взаимодействии. Кроме того, в последнее время в Китае происходит объединение национальных судостроительных мощностей, что позволяет производителям более качественно выстраивать производственные цепочки и успешно конкурировать на мировом рынке с южнокорейскими и японскими компаниями.

По словам торгпреда РФ в КНР Алексея Дахновского, в условиях нарастающей мировой геополитической неопределенности и изменения структуры экспортно-импортных поставок у России и Китая появляется значительный потенциал в наращивании объемов двусторонней торговли в сфере судостроения и технологического трансфера.

Торговый представитель России в КНР Алексей Дахновский

 

С российской стороны это взаимодействие возможно по следующим направлениям: применение комплектующих, произведенных на предприятиях Китая; использование китайских инженерных и технологических решений для производства; локализация продукции на российских производственных мощностях. Механизм выхода на российский рынок судостроения включает оценку перспективности инвестиционных проектов, подбор технологических партнеров для кооперации, моделирование стратегии, а затем - помощь по включению продукции после старта производства в крупнейшие российские инвестиционные судостроительные проекты. При этом стоит учитывать, что для успешного входа на зарубежный рынок необходима маркетинговая локализация продукта, неотъемлемой частью которой является лингвистическая локализация – перевод и культурная адаптация названий компаний и продуктов, брендов, слоганов, различного контента к особенностям конкретной страны, региона или группы потребителей.

Современное китайское судостроение ориентировано на экспортного потребителя и по объемам производства занимает третье место в мире: в 2021 году объем китайского экспорта составил 27 трлн долларов. Преимущество российского рынка в части локализации состоит в наличии специальных условий для реализации мощностей, позволяющих быстрее выходить на окупаемость проектов, а также в возможностях сбыта на рынки всего евразийского экономического пространства.

Например, приборостроительный завод «ВИБРАТОР» уже ведет работу по этим направлениям: применяют комплектующие, используют технические решения китайских инженеров в вопросах электродвижения судов и комплексных решений единой энергетической системы. Кроме того, компания готова стать проводником этих решений для заказчиков, с локализацией производства и поставкой.

 

Чего ждать от китайского рынка

Для Санкт-Петербурга судостроительная отрасль традиционно является стратегическим направлением как для региона, так и для развития торговых отношений с зарубежными странами. Здесь сконцентрировано множество судостроительных предприятий с соответствующей инфраструктурой, заинтересованных в использовании огромного экономического потенциала отрасли, изучении опыта китайских партнеров, а также заключении экспортных контрактов.

Например, ООО «Нониус Инжиниринг» в середине 2021 года планирует представить на мировом рынке новейшее техническое решение по трехмерной системе позиционирования и мониторинга, которая позволит значительно повысить эффективность дноуглубительных и добычных работ. В этой связи особую важность приобретает качественное лингвистическое сопровождение инвестиционных проектов и экспортных контрактов на всех этапах: от стартовых переговоров и первичной оценки проектов до реализации и постпродажного, сервисного обслуживания.

В условиях постоянно повышающихся требований в Китае к качеству производимого водного транспорта одним из конкурентных преимуществ российских производителей является высокотехнологичность и экологичность отечественных разработок. Китайские корпорации заинтересованы в использовании ледокольного флота России (опыт сотрудничества в сфере строительства ледоколов с российскими коллегами уже есть) для более эффективной транспортировки грузов через Северный морской путь, что, в свою очередь, поможет связать порты Дальнего Востока с портами Северной и Западной Европы. Более того, китайским партнерам интересны развитие энергетики и экстренно-спасательных работ, а также строительство ледовых бассейнов и лабораторий по моделированию низких температур.

С готовностью поставить специализированные суда для спасательных служб уже  выступила, например, компания ООО «Альбатрос», производитель судов на воздушной подушке амфибийного типа, продукция которой экспортируется в 20 стран мира, включая Китай, Финляндию, США, Канаду, Индию и Австралию.

Представитель ООО «НЕВА-Интернэшнл» Дарья Куршинова, Профессор Кирилл Рождественский и декан Олег Тимофеев (Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет)

Важным подспорьем для сотрудничества России и Китая является работа в научно-технической и образовательной сфере.  Оно организовано по линии университетов и научно-производственных центров, например, между СПбГМТУ (Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет) и Харбинским инженерным университетом, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и «Шанхайский научно-исследовательский институт судов и судоходства» (SSSRI, COSCO). Благодаря дальнейшим совместным усилиям возможны расширение объема информации и обмен специалистами для реализации совместных проектов. Это поможет упростить переход российской научно-технической и технологической базы от ориентации на военное кораблестроение к гражданскому судостроению.

Все участники международной онлайн-конференции отметили, что российско-китайское сотрудничество в судостроительной области через импортно-экспортное взаимодействие и научно-образовательное партнерство имеет большое будущее, а двусторонний диалог – важный шаг на пути к дальнейшему сближению.

 

Обзор подготовила Брайлян Паулина, специалист группы маркетинга лингвистического партнера высокого класса надежности для судостроительной отрасли «ЭГО Транслейтинг СБ» 

Партнеры