Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Соревнование залпов»: экономические аспекты мирового экспорта крылатых ракет

Автор Артем Мальцев 

Высокоточные вооружения занимают внушительные 12% всего мирового рынка вооружений и военной техники. В свою очередь ударные средства поражения составляют почти половину этого сегмента [1], условно подразделяясь на категории в зависимости от тактико-технических характеристик, концепции применения и себестоимости конкретного боеприпаса.

 

В структуре экспорта наиболее значимой категорией в этом сегменте выступают крылатые ракеты различных типов, по объемам поставок составляющие 45% всех высокоточных средств поражения. Несмотря на достаточно высокую стоимость крылатой ракеты (в 30–50 раз дороже корректируемого артиллерийского снаряда или противотанковой управляемой ракеты), этот вид боеприпасов пользуется большой популярностью среди импортеров – сотни единиц ежегодно попадают в регистры международных трансферов вооружений. В предлагаемом обзоре мы разберем основные особенности экспорта крылатых ракет последних лет, а также перспективы развития этого рынка в ближайшем будущем.

Начать следует с весьма нетривиального вопроса классификации и определения «крылатой ракеты». Какие типы высокоточных боеприпасов в принципе следует относить к этой категории вооружений? Формальные определения, например, предлагаемое Министерством обороны России, в первую очередь разграничивают управляемые боеприпасы на реактивной тяге (ракеты) с точки зрения влияния аэродинамической подъемной силы на траекторию полета снаряда. Это позволяет достаточно явно отличить крылатые и баллистические ракеты – последние не имеют несущих аэродинамических поверхностей и вместо этого набирают высоту, а затем пикируют (падают) на цель под действием силы тяжести и инерционного импульса.

С другой стороны, многие современные высокоточные боеприпасы – например, реактивные снаряды РСЗО – предназначены для полета по де-факто баллистической траектории, но в то же время их оснащают управляющими поверхностями для аэродинамической коррекции полета. При этом современные крылатые ракеты часто имеют компактное аэродинамическое «оперение» и по внешнему виду совершено не похожи на хрестоматийные «самолеты-снаряды». Недостаток подъемной силы крыльев небольшой площади при этом компенсируется мощной реактивной тягой.

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.