Модернизированные бомбардировщики Ту-22М3 получат новые крылатые ракеты

Как стало известно, в завершающей стадии находится создание новой крылатой ракеты и в скором времени ожидается начало её испытаний. На текущий момент о ракете практически нет никакой информации. Известсно только, что она имеет заводское название "изделие 715" и индекс 9А5150. Попробуем разобраться, какой может быть данная ракета и её боевые возможности.

В конце 1980-х годов сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М были одним из наиболее грозных образцов советского вооружения и во многом являлись своеобразным олицетворением технологической и военной мощи СССР. К моменту распада Советского Союза бомбардировщиками Ту-22М2 и Ту-22М3 были вооружены 7 авиаполков морской ракетоносной авиации и 8 авиаполков Дальней Авиации. Основными задачами полков морской ракетоносной авиации была борьба с авианосными ударными группами вероятного противника, а полков дальней авиации - поражение стратегически важных объектов в тылу противника. "Главным калибром" бомбардировщиков Ту-22М были огромные сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-22Н, имевшие массу в 6 тонн и длину 11 метров. Данные ракеты развивают скорость свыше 1 километра в секунду, имеют дальность полёта порядка 400 километров, и оснащены фугасно-кумулятивной боевой частью массой около тонны, что достаточно что бы нанести существенные повреждения даже авианосцу и гарантированно уничтожить любой другой корабль. 

Для поражения наземных целей, бомбардировщики Ту-22М получили на вооружение аэробаллистические ракеты Х-15. Масса ракеты составляла 1200 килограмм, длина - 4.78 метра. После пуска ракета совершала полёт по баллистической траектории, достигая высоты в 40 километров, после чего снижалась к цели, разгоняясь до скорости около 5М (М - число Маха, равное скорости звука на определённой высоте). Максимальная дальность полёта Х-15 достигала 300 километров. В ходе эксплуатации ракета зарекомендовала себя, как очень простое, надёжное и безотказное оружие. В бомбоотсеке Ту-22М могло разместится 6 таких ракет и ещё 4 могли размещаться на внешней подвеске. 

Существовала и версия данной ракеты, предназначенная для подавления средств ПВО противника - Х-15П, оснащённая пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Разрабатывалась и противокорабельная версия Х-15 - Х-15С с активной ГСН. Х-15 была принята на вооружение в 1988 году и до распада СССР её успели получить только три полка Дальней авиации на бомбардировщиках Ту-22М3. Производство ракеты велось на Дубненском машиностроительном заводе, находившимся на территории Украинской ССР, который соответственно после распада СССР оказался на территории уже независимой Украины. После распада Советского Союза производство Х-15 и дальнейшие работы по её совершенствованию были прекращены в виду разрыва производственных связей с предприятиями ВПК, оказавшимися на территории уже независимых государств и удручающей экономической ситуации. В начале 2000-х годов все имеющиеся Х-15 были сняты с вооружения ВВС России по причине истечения назначенных сроков хранения и деградации компонентов твёрдого топлива ракет. 

В результате в двухтысячных годах российские Ту-22М3, несмотря на впечатляющие лётные характеристики, оказались малоэффективными как система вооружения - аэробаллистические Х-15 были сняты с вооружения, что не позволяло наносить удары по наземным целям ракетным вооружением. В роли средства борьбы с крупными корабельными группировками противника, что являлось одной из главных задач Ту-22М, они тоже были малоэффективны. Имеющиеся ПКР Х-22Н имели ГСН с крайне низкой помехозащищённостью. Уже в восьмидесятых годах данного уровня помехозащищённости было уже недостаточно, а в современных условиях применение Х-22 практически невозможно в условиях работы современных корабельных средств радиоэлектронного противодействия.   

С целью поднятия боевых возможностей бомбардировщиков Ту-22М3 в текущем десятилетии была начата программа модернизации в вариант Ту-22М3М, в ходе которой производится капитальный ремонт самолётов и полная замена всего комплекса бортового радиоэлектронного оборудования на новый, выполненный на современной элементной базе и новых систем управления вооружением. Модернизированные Ту-22М3 получают новый "главный калибр" - сверхзвуковые крылатые ракеты Х-32, официально принятые на вооружение в 2016 году. Х-32 представляет собой глубоко модернизированную версию Х-22. Х-32 имеет огромную скорость полёта - до 5М, а также оснащена современной ГСН, обладающей высокой помехозащищённостью. 

Появление на вооружении Ту-22М3 ракет Х-32 позволяет не только "вернуть" им возможности эффективного противодействия крупным надводным группировкам вероятного противники, но и существенно их повысить. Также Х-32 имеет возможность поражения и крупных военных объектов противника. Вместе с тем, применение ракет Х-32 сопряжено с массой технических трудностей и наиболее оправдано только для борьбы с крупными военно-морскими группировками вероятного противника. Кроме того, огромные массо-габаритные показатели Х-32 создают изрядные затруднения в полёте, т.к. могут размещаться только на внешних подвесках бомбардировщиков Ту-22М3. Несмотря на то, что Ту-22М3 может развивать максимальную скорость в 2М на полном форсаже, две огромные Х-32 на внешних подвесках "съедают" до 500 км\ч скорости и существенно ограничивают продолжительность сверхзвукового "броска" к цели. 

Для обеспечения возможности эффективного поражения наземных целей Ту-22М3 требуется новое ракетное оружие, и очевидно работы по его созданию были начаты много лет назад и только совсем недавно стало известно о новой крылатой ракете для российских дальних бомбардировщиков. Пока известен только её "рабочий" индекс - "изделие 715" и лишь предполагаемые характеристики.

"Изделие 715" как предполагается, во многом унифицировано с крылатыми ракетами семейства "Калибр" и новейшими ракетами Х-101, принятыми в состава вооружение стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160, но имеет гораздо меньшие размеры. По всей видимости, по своим массо-габаритным характеристикам "изделие 715" близка к использовавшимся ранее аэробаллистическим ракетам Х-15 и американской тактической авиационной крылатой ракете AGM-158 JASSM-ER. В плане лётных характеристик "изделие 715" является скорее всего аналогом американской JASSM-ER. Сообщается, что "изделие 715" будет совершать полёт на предельно малых высотах, в режиме огибания рельефа местности, хотя возможен и полёт на больших высотах - до 5 километров. Система наведения будет аналогична Х-101 - корреляционная инерциальная навигационная система, дополненная системой спутниковой навигации и оптико-электронная система наведения на конечном участке. Крейсерская скорость полёта ракеты - 0.65М, но незадолго до цели "изделие 715" будет разгоняться до 0.85М. Точные данные о том, какую дальность будет иметь новая ракета отсутствует. Приводится лишь весьма пространная формулировка - "до 3 тысяч километров". Очевидно, в данном случае речь идёт о дальности полёта при исключительно высотном профиле полёта на высоте в несколько километров. При "стандартном" профиле полёта на предельно малой высоте, дальность полёта скорее всего составит 1-1.5 тысячи километров. Впрочем, высотный профиль полёта может использоваться для поражения целей на территории противника, не обладающего развитой системой ПВО.

Эффективная отражающая поверхность "изделия 715" будет аналогичной ракете Х-101, т.е. порядка одной сотой квадратного метра. Также сообщается весьма интересная деталь - новая российская ракета будет иметь встроенную систему радиоэлектронной борьбы . Вероятно речь идёт о станции помех индивидуальной защиты, способной ставить имитирующие помехи, предназначенные для "увода" зенитных ракет и ракет класса "воздух-воздух" с радиолокационными головками самонаведения. Можно также предположить, что на базе "изделия 715" будет реализована специальная ракета для "обмана" и отвлечения средств ПВО противника, имитирующая массированный воздушный налёт при помощи специальной системы РЭБ, осуществляющей постановку имитирующих помех таким образом, что создаёт отметки "фантомных" целей, разнесённых в пространстве, создавая видимость большой группы самолётов или крылатых ракет. В частности, о создании подобной системы в июне 2017 заявил советник первого заместителя генерального директора "Концерна Радиоэлектронные Технологии" (КРЭТ) Владимир Михеев. 

"Изделие 715" на бомбардировщике Ту-22М3 будет размещаться в бомбовом отсека на револьверной пусковой установке. Также возможна дополнительная установка ракет и на внешних подвесках. Суммарное количество перспективных крылатых ракет, которые сможет применять Ту-22М3 будет составлять не менее 7 (по другим данным их количество может доходить до 10). Помимо Ту-22М3 "изделие 715" смогут нести стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, а по некоторым данным и современные истребители Су-30СМ и Су-35. Последнее весьма вероятно, учитывая, что предполагаемые параметры "изделия 715" близки к американской тактической КР AGM-158 JASSM-ER, которую могут применять как американские стратегические бомбардировщики (В-52Н, В-1В и В-2), так и самолёты тактической авиации, такие как например лёгкие F-16 последних модификаций.

Таким образом, ВВС России в ближайшем будущем получат новую тактическую авиационную крылатую ракету. Это позволит ликвидировать отставание в данной сфере от передовых в военном отношении держав - на текущий момент подобных ракет попросту нет на вооружении российской авиации. Появление в ВВС России "изделия 715" позволит бомбардировщикам Ту-22М3, а также самолётам тактической авиации производить массированные удары крылатыми ракетами по объектам территории противника на огромную глубину, производя пуски на расстоянии многократно превышающем зону поражения самых "дальнобойных" ЗРК.

Павел Румянцев

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры