Х-59 Овод   Х-59МК2   Х-32   Х-50 (Х-СД)   Х-101/Х-102   АК-130   АК-176   А-190   2С7 Пион   М-46   Д-30   МТ-12 Рапира   Проект 21631 Буян-М   Проект 23550 Арктика   Проект 22350   Проект 22160   Орлан-10   Альтиус-М   Орион   БПДМ 15Ц56М “Тайфун-М”   БМД-4 / БМД-4М   Ми-28Н   Ми-26   Ка-52   Проект 12322 Зубр   С-400 Триумф   9К338 Игла-С   9К317М Бук-М3   МиГ-35   Су-57 (ПАК ФА)   МиГ-31   Су-35   ИС-МД / 14Ф11   ИС-МУ / 14Ф10   РС-28 Сармат   РС-12М1 Тополь-М   РС-24 Ярс   РС-12М Тополь   П-700 Гранит   3К-22 Циркон   П-1000 Вулкан   9К79-1 Точка-У   К-300 Бастион   Клавесин-2Р-ПМ   Проект 10831   Проект 955 Борей   Проект 636   Проект 885 Ясень   Проект 677 Лада   ПРС-1 / 53Т6   14Ц033 Нудоль   А-135   9К121М Вихрь-М   9К129 Корнет   Р-73 (РВВ-МД)   Р-77 (РВВ-СД)   Р-37 (РВВ-БД)   77Я6 Воронеж   55Ж6 Небо   Як-130   Бе-200   Ту-214Р   6П50 Корд   АН-94   Т-80БВ   Т-90   Т-14 Армата   АПР-2 Ястреб   53-65К   ВА-111 Шквал   Ан-124   Ил-76МД-90А   Ил-214 / МТА   Ил-112В   Ту-95МС   Ту-22М3   Ту-160   Су-34  

Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  геометрией крыла 

Ту-160 создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор Валентин Иванович Близнюк. Предварительные НИОКР по проекту самолета с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта "изделия 70" начато в 1975  г.  по  постановлению Совмина СССР от 26 июня 1974 г. и Постановлению Совмина СССР №1040-348 от  19.12.1975  г. 

 

Разработка эскизного проекта и создание полноразмерного макета будущего Ту-160 были выполнены в 1976-1977 годах.

Производство первых прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт". Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиационном заводе №22. В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле состоялась 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. самолет под управлением экипажа летчика-испытателя Б.И. Веремея совершил первую пробежку.

Ту-160 (фото Сергей Бровко, 21.03.2008 г.)

 

Первый полет  самолета 70-01 состоялся  18 декабря 1981 г. (экипаж Б.И.Веремея, второй пилот С.Т.Агапов, штурманы - М.М.Козел, А.В.Еременко). В том же году на Казанском авиазаводе было начато производство двух опытных серий (8 самолетов). Программа летных испытаний Ту-160 опытной серии была начата в 1983 г. Первый полет предсерийного Ту-160 (70-03) - 6 октября 1984 г.  Первый полет первого серийного Ту-160  (самолет 01-01 из первой опытной серии) - 10.10.1984 г., второго (№01-02) - 16.03.1985 г., третьего (№02-01) - 25.12.1985 г., четвертого (№02-02) - 15.08.1986 г. Головной  Ту-160 (№70-01) впервые достиг скорости звука в ходе испытаний в феврале 1985 г. В ходе испытаний потерян один самолет (№01-02, весна 1987 г., экипаж катапультировался).

Первые два Ту-160 опытной серии поступили в 184-й гвардейский  полк ДА ВВС СССР в Прилуках на Украине 17 апреля 1987 г. до завершения государственных испытаний. Крупносерийное производство Ту-160С (наименование в серии) на заводе им.С.П.Горбунова в г.Казани начато в мае 1987 г. Государственные испытания Ту-160 завершились в 1989 г. пусками ракет Х-55. Ту-160 принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 г.

На самолете установлено 44 мировых рекорда (см. сайт ФАИ).

 

Ту-160 в ВВС России

По состоянию на 2017 г. 11 самолетов Ту-160 вооруженных крылатыми ракетами Х-55 / Х-555 и Х-101 / Х-102 входят в состав 121-го Гвардейского полка дальней авиации (6950-я Гвардейская авиационная база, г.Энгельс). 

Конструкция самолета

Самолет классической аэродинамической схемы с интегральная конструкцией фюзеляжа, крылом изменяемой стреловидности, дифференциальным цельноповоротным стабилизатором и цельноповоротной верхней частью киля. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа "шланг-конус".

Двигательная установка

4 х ТРДДФ НК-32 (изделие "Р") ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова. Тяга двигателя - 14000 кг (номинал), на форсаже - 25000 кг.

ТТХ самолета

Экипаж - 4 чел.(два пилота,штурман и оператор размещаются в двух кабинах)  
Длина - 54,095 м  

Размах крыла: 
◊ на взлете/посадке - 55,7 м (по эскизному проекту)
 на взлете/посадке - 57,7 м (в серии)
 на крейсерском режиме - 50,7 м
 на максимальной скорости - 35,6 м

Размах стабилизатора - 13,25 м
Высота - 13,1 м
Площадь крыла: 
400 кв.м (при минимальной стреловидности)
370 кв.м (при максимальной стреловидности)

Стреловидность крыла - 20-35-65 град. на разных режимах  
Колея шасси - 5,4 м
База шасси - 17,88 м 
Размеры отсека вооружения - 2 отсека 11,28 х 1,92 х 1,9 м

Масса взлетная - 275000 кг 
Масса взлетная нормальная - 267600 кг 
Масса посадочная - 140000-155000 кг
Масса пустого - 110000 кгт
Тяговооруженность - 0,36 (В-1В - 0,25)
Масса топлива - 148000 кг

Масса полезной нагрузки 
◊ норма - 16330 кг 
◊ максимальная фактическая - 22400-22500 кг 
◊ максимально  допустимая - 45000 кг

Скорость максимальная - 2200 км/ч (2 М)
(на высоте 13000 м на форсажном  режиме  работы двигателей при угле стреловидности 65 град) 

Скорость максимальная эксплуатационная - 2000 км/ч
ограничение для строевых частей с целью сохранения ресурса планера)

Скорость максимальная на малой высоте - 1030 км/ч
Скорость взлета - 270-370 км/ч
Скорость посадки - 260-280 км/ч
Скороподъемность - 60-70 м/с

Потолок практический - 15000 м

Дальность полета (без дозаправки):
◊ максимальная - 16000 км 
◊ в максимальной ПН - 10500 км

Радиус действия с одной дозаправкой - 7300 км

Боевой радиус системы вооружения без дозаправки - 9150 км
(с учетом дальности КРБД типа Х-55) 

Разбег - 900-2200 м (масса 150-275 тонн)
Пробег - 1200-1600 м (масса 140-155 тонн)
Максимальное время полета без дозаправки - 12 часов 50 мин
1989 г., экипаж Валерия Горголя - командира 184-го Гв.ТБАП, г.Прилуки)

Максимальная продолжительность полета - 21 час
2009 г., 2 дозаправки) и 23 часа (09-10.06.2010 г., 2 дозаправки)

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 2,5 G 

 

На фото: Кабина Ту-160 и рабочее место оператора (2012г.)


Вооружение

Размещается в 2-х бомбоотсеках с револьверными катапультными ПУ
Варианты:
12 х КР Х-55 / Х-55СМ / Х-555 
12 х КР Х-101 или Х-102 

Пуск ракеты Х-101 с борта Ту-160 "Владимир Судец" ВВС России, 17.11.2015 г. (с сайта Минобороны РФ)

 

Оборудование

Прицельно-навигационный комплекс Ту-160 включает в себя астроинерциальную двухканальную навигационную систему К-042К, астровизир АВ-1СМ, автоматическую систему огибания рельефа местности, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС и многоканальный цифровой комплекс связи. Вместо штурвала используется ручка управления (джойстик) аналогичная истребительной. 

Прицельно-навигационный комплекс "Обзор-К" включет в себя РЛС бомбометания и навигации"Поиск"  и оптико-электронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т "Гроза". Система управления ракетным оружием "Спрут-СМ" (введение целеуказания в ГСН ракет перед пуском, обеспечение применения КРБД).

Бортовой комплекс обороны (БКО) "Байкал" обнаруживает и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели и обеспечивает применение активных средств РЭБ, пассивных ПЛ и ИК-ловушек (средства РЭБ расположены в хвостовом конусе).

Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки ГПТ-2. Катапультные кресла К-36ДМ разработки НПО "Звезда" (главный конструктор Г.И.Северин). Система катапультирования индивидуальная и принудительная для всего экипажа (запуск с любого рабочего места). Катапультирование возможно в режиме "0-0" (нулевая скорость, нулевая высота).

 

Модификации:

Ту-160 (1969-1972 г.г.) - первый проект на конкурс 1972 г. - бомбардировщик на базе Ту-144.

Ту-160М аванпроект (1972 г.) - проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160М (1975 г.) - второй проект Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P (1981 г.) - бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла опытной серии.

Ту-160 - носитель БПЛА "Ворон" (проект, середина 1970-х годов) - на начальном этапе работ по проекту Ту-160 предусматривалось использование самолета в качестве носителя стратегического сверхзвукового беспилотного разведывательного летательного аппарата "Ворон" разработки ОКБ Туполева со стартовой массой 6300 кг. Проектирование прекращено в середине 1970-х годов в связи с закрытием программы создания БПЛА.

Ту-160П (проект, середина 1970-х годов) - тяжелый истребитель сопровождения вооруженный ракетами "воздух-воздух" большой и средней дальности. Проект не реализован.

Ту-160С - BLACKJACK (1987 г.) - серийный вариант бомбардировщика.

Ту-160ПП (проект, середина 1980-х годов) - самолет постановщик помех, проектирование предполагалось согласно требованиям ВВС еще на этапе разработки проекта Ту-160.  Полномасштабное проектирование начато в середине 1980-х годов, построен полноразмерный макет. Проект не реализован.

Ту-160 модернизация (проект, 1980-е годы) - в процессе проработки модернизации Ту-160 предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, замена оборудования и дооснащение более современным вооружением. Вероятно, данную модернизацию планировалось провести до 1996 г. ( наше предположение).

Ту-160В (проект, 1980-е годы) - вариант Ту-160 с двигателями на жидком водороде с измененной конструкцией фюзеляжа. Проект не реализован.

Ту-160К "Кречет" (проект, 1983-1984 г.г.) - проект оснащения Ту-160 двумя баллистическими ракетами воздушного запуска "Кречет" (КБ "Южное") массой по 24.4 тонны.  Боевой радиус комплекса - 10000 км

Ту-160М (проект, 1990-е годы) - проект Ту-160 с измененными отсеками полезной нагрузки - носитель 2 гиперзвуковых КР Х-90.

Ту-160СК (проект, 1992 г.) - самолет-носитель ракет-носителей "Бурлак" и "Бурлак-Диана" для выведения на орбиту ИСЗ.

Ту-161 (проект, 1990-е годы) - проект модернизации и развития Ту-160 как многорежимного самолета-носителя КРБД.

Ту-160 модернизация / Ту-160М (2006-2007 г.г.) - модернизированный вариант серийных Ту-160 - изначально планировалось произвести модернизацию парка Ту-160 до 1996 г., но фактически работы по модернизации начаты после 2000 г. Изменен состав БРЭО, модернизированы двигатели НК-32 / НК-321 (увеличен ресурс, повышена надежность, испытания завершены в 2006 г.), самолет может нести ракеты Х-555 и Х-101/102. Кроме того, модернизированный вариант может высокоточно применять обычные свободнопадающие бомбы. В части БРЭО устанавливаются новые БЦВМ, система спутниковой навигации разработки МКБ "Компас", увеличиваются дальность и продолжительность полета, модернизирован бортовой комплекс обороны. Первым самолетом прошедшим модернизацию является самолет с серийным №02-02 "Валентин Близнюк" (после модернизации поступил в ВВС 5 июля 2006 г.).

Ту-160М2 - BLACKJACK-M - проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 началось весной 2015 г. В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновления производства Ту-160. 19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Выкатка из цеха КАПО первого прототипа Ту-160М2 состоялась в ноябре 2017 г. - это самолет Ту-160 №08-04, собранный из советского задела. 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры