Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  геометрией крыла 

Ту-160 создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор Валентин Иванович Близнюк. Предварительные проработки проекта  самолета с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта "изделия 70" начато в 1975  г.  по  Постановлению Совмина СССР от 26 июня 1974 г. и Постановлению Совмина СССР №1040-348 от  19.12.1975  г.

Разработка эскизного проекта и создание полноразмерного макета будущего Ту-160 были выполнены в 1976-1977 годах.

Производство первых прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт". Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиационном заводе №22. В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле состоялась 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. самолет под управлением экипажа летчика-испытателя Б.И. Веремея совершил первую пробежку.

Ту-160 (фото Сергей Бровко, 21.03.2008 г.)

 Ту-160 (фото Сергей Бровко, 21.03.2008 г.)

Первый полет  самолета 70-01 состоялся  18 декабря 1981 г. (экипаж Б.И.Веремея, второй пилот С.Т.Агапов, штурманы - М.М.Козел, А.В.Еременко). В том же году на Казанском авиазаводе было начато производство двух опытных серий (8 самолетов). Программа летных испытаний Ту-160 опытной серии была начата в 1983 г. Первый полет предсерийного Ту-160 (70-03) - 6 октября 1984 г.  Первый полет первого серийного Ту-160  (самолет 101 из первой опытной серии) - 10.10.1984 г., второго (№102) - 16.03.1985 г., третьего (№201) - 25.12.1985 г., четвертого (№202) - 15.08.1986 г. Головной  Ту-160 (№70-01) впервые достиг скорости звука в ходе испытаний в феврале 1985 г. В ходе испытаний потерян один самолет (№102, весна 1987 г., экипаж катапультировался).

Первые два Ту-160 опытной серии поступили в 184-й гвардейский  полк ДА ВВС СССР в Прилуках на Украине 17 апреля 1987 г. до завершения государственных испытаний. Крупносерийное производство Ту-160С (наименование в серии) на заводе им.С.П.Горбунова в г.Казани начато в мае 1987 г. Государственные испытания Ту-160 завершились в 1989 г. пусками ракет Х-55. Ту-160 принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 г.

На самолете установлено 44 мировых рекорда (см. сайт ФАИ).

Ту-160 в ВВС России

По состоянию на 2017-2020 г.г. 11 самолетов Ту-160 вооруженных крылатыми ракетами Х-55 / Х-555 и Х-101 / Х-102 входят в состав 121-го Гвардейского полка дальней авиации (6950-я Гвардейская авиационная база, г.Энгельс). Ракеты Х-101 / Х-102 могут применять Ту-160 прошедшие модернизацию (2006 г. и позже).

В 2017 г. начаты работы по подготовке возобновления серийного производства Ту-160.  Первый прототип Ту-160М - самолет с серийным №804 поднялся в воздух в январе 2018 г. К весне 2020 г. подписан контракт на выпуск 10 самолетов Ту-160М установочной серии.

Конструкция самолета

Самолет классической аэродинамической схемы с интегральная конструкцией фюзеляжа, крылом изменяемой стреловидности, дифференциальным цельноповоротным стабилизатором и цельноповоротной верхней частью киля. Основной деталью конструкции корпуса самолета является большая титановая балка сложной конфигурации вокруг которой строится конструкция центроплана самолета. Два отсека для размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа "шланг-конус".

Двигательная установка

4 х ТРДДФ НК-32 (изделие "Р") ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова. Тяга двигателя - 14000 кг (номинал), на форсаже - 25000 кг. На вновь произведенных самолетах Ту-160М будут использованы ТРДД НК-32-02.

ТТХ самолета

Экипаж - 4 чел.(два пилота, штурман и оператор размещаются в двух кабинах)  
Длина - 54,095 м  

Размах крыла: 
◊ на взлете/посадке - 55,7 м (по эскизному проекту)
 на взлете/посадке - 57,7 м (в серии)
 на крейсерском режиме - 50,7 м
 на максимальной скорости - 35,6 м

Размах стабилизатора - 13,25 м
Высота - 13,1 м
Площадь крыла: 
400 кв.м (при минимальной стреловидности)
370 кв.м (при максимальной стреловидности)

Стреловидность крыла - 20-35-65 град. на разных режимах  
Колея шасси - 5,4 м
База шасси - 17,88 м 
Размеры отсека вооружения - 2 отсека 11,28 х 1,92 х 1,9 м

Масса взлетная - 275000 кг 
Масса взлетная нормальная - 267600 кг 
Масса посадочная - 140000-155000 кг
Масса пустого - 110000 кгт
Тяговооруженность - 0,36 (В-1В - 0,25)
Масса топлива - 148000 кг

Масса полезной нагрузки 
◊ норма - 16330 кг 
◊ максимальная фактическая - 22400-22500 кг 
◊ максимально  допустимая - 45000 кг

Скорость максимальная - 2200 км/ч (2 М)
(на высоте 13000 м на форсажном  режиме  работы двигателей при угле стреловидности 65 град) 

Скорость максимальная эксплуатационная - 2000 км/ч
ограничение для строевых частей с целью сохранения ресурса планера)

Скорость максимальная на малой высоте - 1030 км/ч
Скорость взлета - 270-370 км/ч
Скорость посадки - 260-280 км/ч
Скороподъемность - 60-70 м/с

Потолок практический - 15000 м

Дальность полета (без дозаправки):
◊ максимальная - 16000 км 
◊ в максимальной ПН - 10500 км

Радиус действия с одной дозаправкой - 7300 км

Боевой радиус системы вооружения без дозаправки - 9150 км
(с учетом дальности КРБД типа Х-55) 

Разбег - 900-2200 м (масса 150-275 тонн)
Пробег - 1200-1600 м (масса 140-155 тонн)
Максимальное время полета без дозаправки - 12 часов 50 мин
1989 г., экипаж Валерия Горголя - командира 184-го Гв.ТБАП, г.Прилуки)

Максимальная продолжительность полета - 21 час
2009 г., 2 дозаправки) и 23 часа (09-10.06.2010 г., 2 дозаправки)

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 2,5 G 

На фото: Кабина Ту-160 и рабочее место оператора (2012г.)


Вооружение

Размещается в 2-х бомбоотсеках с револьверными катапультными ПУ
Варианты:
12 х КР Х-55 / Х-55СМ / Х-555 
12 х КР Х-101 или Х-102
Пуск ракеты Х-101 с борта Ту-160 "Владимир Судец" ВВС России, 17.11.2015 г. (с сайта Минобороны РФ)

Пуск ракеты Х-101 с борта Ту-160 "Владимир Судец" ВВС России, 17.11.2015 г. (с сайта Минобороны РФ)

Оборудование

Прицельно-навигационный комплекс Ту-160 включает в себя астроинерциальную двухканальную навигационную систему К-042К, астровизир АВ-1СМ, автоматическую систему огибания рельефа местности, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС и многоканальный цифровой комплекс связи. Вместо штурвала используется ручка управления (джойстик) аналогичная истребительной. 

Прицельно-навигационный комплекс "Обзор-К" включет в себя РЛС бомбометания и навигации"Поиск"  и оптико-электронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т "Гроза". Система управления ракетным оружием "Спрут-СМ" (введение целеуказания в ГСН ракет перед пуском, обеспечение применения КРБД).

Бортовой комплекс обороны (БКО) "Байкал" обнаруживает и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели и обеспечивает применение активных средств РЭБ, пассивных ПЛ и ИК-ловушек (средства РЭБ расположены в хвостовом конусе).

Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки ГПТ-2. Катапультные кресла К-36ДМ разработки НПО "Звезда" (главный конструктор Г.И.Северин). Система катапультирования индивидуальная и принудительная для всего экипажа (запуск с любого рабочего места). Катапультирование возможно в режиме "0-0" (нулевая скорость, нулевая высота).

Модификации:

Ту-160 (1969-1972 г.г.) - первый проект на конкурс 1972 г. - бомбардировщик на базе Ту-144.

Ту-160М аванпроект (1972 г.) - проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160М (1975 г.) - второй проект Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P (1981 г.) - бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла опытной серии.

Ту-160 - носитель БПЛА "Ворон" (проект, середина 1970-х годов) - на начальном этапе работ по проекту Ту-160 предусматривалось использование самолета в качестве носителя стратегического сверхзвукового беспилотного разведывательного летательного аппарата "Ворон" разработки ОКБ Туполева со стартовой массой 6300 кг. Проектирование прекращено в середине 1970-х годов в связи с закрытием программы создания БПЛА.

Ту-160П (проект, середина 1970-х годов) - тяжелый истребитель сопровождения вооруженный ракетами "воздух-воздух" большой и средней дальности. Проект не реализован.

Ту-160С - BLACKJACK (1987 г.) - серийный вариант бомбардировщика.

Ту-160ПП (проект, середина 1980-х годов) - самолет постановщик помех, проектирование предполагалось согласно требованиям ВВС еще на этапе разработки проекта Ту-160.  Полномасштабное проектирование начато в середине 1980-х годов, построен полноразмерный макет. Проект не реализован.

Ту-160 модернизация (проект, 1980-е годы) - в процессе проработки модернизации Ту-160 предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, замена оборудования и дооснащение более современным вооружением. Вероятно, данную модернизацию планировалось провести до 1996 г. ( наше предположение).

Ту-160В (проект, 1980-е годы) - вариант Ту-160 с двигателями на жидком водороде с измененной конструкцией фюзеляжа. Проект не реализован.

Ту-160К "Кречет" (проект, 1983-1984 г.г.) - проект оснащения Ту-160 двумя баллистическими ракетами воздушного запуска "Кречет" (КБ "Южное") массой по 24.4 тонны.  Боевой радиус комплекса - 10000 км

Ту-160М (проект, 1990-е годы) - проект Ту-160 с измененными отсеками полезной нагрузки - носитель 2 гиперзвуковых КР Х-90.

Ту-160СК (проект, 1992 г.) - самолет-носитель ракет-носителей "Бурлак" и "Бурлак-Диана" для выведения на орбиту ИСЗ.

Ту-161 (проект, 1990-е годы) - проект модернизации и развития Ту-160 как многорежимного самолета-носителя КРБД.

Ту-160 модернизация / Ту-160М (2006-2007 г.г.) - модернизированный вариант серийных Ту-160 - изначально планировалось произвести модернизацию парка Ту-160 до 1996 г., но фактически работы по модернизации начаты после 2000 г. Изменен состав БРЭО, модернизированы двигатели НК-32 / НК-321 (увеличен ресурс, повышена надежность, испытания завершены в 2006 г.), самолет может нести ракеты Х-555 и Х-101/102. Кроме того, модернизированный вариант может применять обычные свободнопадающие бомбы. В части БРЭО устанавливаются новые БЦВМ, система спутниковой навигации разработки МКБ "Компас", увеличиваются дальность и продолжительность полета, модернизирован бортовой комплекс обороны. Первым самолетом прошедшим модернизацию является самолет с серийным №202 "Валентин Близнюк" (после модернизации поступил в ВВС 5 июля 2006 г.).

Ту-160М / Ту-160М2 - BLACKJACK-M - проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 началось весной 2015 г. В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновления производства Ту-160. 19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Выкатка из цеха КАПО первого прототипа Ту-160М2 "Пётр Дейнекин" состоялась в ноябре 2017 г. - это самолет Ту-160 с серийным номером №804, собранный из старого задела. первый полет новый самолет совершил в январе 2018 г.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры