Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Промсвязьбанк» – опорный банк по гособоронзаказу. Вопросы взаимодействия

Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» (№275-ФЗ) в редакции, определяющей порядок работы с отдельными счетами в уполномоченных банках, присвоение идентификатора госконтракта и ряд других правил, функционирует уже четыре года, однако у оборонных предприятий остается много вопросов как об открытии и закрытии таких счетов, так и о проведении платежей по гособоронзаказу. Это обусловлено, в том числе, и вступлением в кооперацию головного исполнителя новых исполнителей.

 

В процессе проведения крупномасштабной консультационной работы представители «Промсвязьбанка» выезжают в регионы и на местах общаются с представителями организаций ОПК. Обширный опыт общения с представителями ОПК позволяет выделить часто задаваемые вопросы и предоставить ответы.

 

  1. В каких случаях необходимо применение идентификатора государственного контракта (ИГК) в контрактах?

ИГК подлежит указанию во всех контрактах, а также в платежных поручениях (распоряжениях) при списании денежных средств с отдельного счета.

Это правило распространяется как на расчеты между заказчиком и поставщиком с использованием отдельных счетов, так и на расчеты с поставщиками без использования последними отдельных счетов.

Кроме того, в соответствии с установленными требованиями присвоенный ИГК сохраняется на весь период действия государственного контракта. Следовательно, до момента поступления в уполномоченный банк уведомления госзаказчика (Минобороны России) о полном исполнении государственного контракта изменение ИГК, присвоенного контракту, не допускается.

В этих обстоятельствах дополнительно обращаем внимание на важность правильного указания ИГК как в контракте, так и в платежном поручении (особенно при переводе сделок из иных уполномоченных банков в ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ)).

 

  1. Каковы основные правила открытия и закрытия отдельного счета?

В соответствии с нормами Федерального закона №275-ФЗ исполнители обязаны использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, а также до заключения контракта уведомлять своих поставщиков об открытии для каждого контракта отдельного счета.

В связи с этим при расчетах по государственному оборонному заказу в обязательном порядке используется отдельный счет, который должен быть открыт в уполномоченном банке по каждой сопровождаемой сделке (ИГК).

Однако законодатель предусмотрел ряд операций, когда заказчик вправе осуществить платеж поставщику на его расчетный счет, а именно следующие:

– приобретение продукции по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, и электроэнергии по ценам, рассчитанным согласно законодательству;

– расходные операции в размере 5 млн руб. в месяц для головного исполнителя и 3 млн руб. в месяц для исполнителя;

– закупка у иностранного поставщика (иностранного исполнителя);

– операции по сервитуту.

При осуществлении заказчиком таких операций у поставщика отсутствует необходимость использования и, соответственно, открытия отдельного счета.

Иных случаев неиспользования отдельного счета при расчетах по гособоронзаказу денежными средствами, выделенными госзаказчиком (Минобороны России), положениями Федерального закона №275-ФЗ не предусмотрено.

При этом стоит отметить, что требования Федерального закона №275-ФЗ распространяются исключительно на платежи с отдельных счетов и не действуют при платежах собственными (заемными) денежными средствами с расчетных счетов исполнителей.

Закрытие отдельного счета возможно в трех случаях:

  • при переводной сделке, после перевода остатка денежных средств с отдельного счета в передающем банке на отдельный счет в принимающем банке;
  • при получении уполномоченным банком уведомления от госзаказчика (Минобороны России) о полном исполнении государственного контракта. При списании денежных средств с отдельного счета в данном случае не распространяются ограничения, установленные режимом отдельного счета;
  • при отсутствии денежных средств на отдельном счете в случае непроведения дальнейших платежей от заказчика по контракту на основании законодательства. В этом случае стоит отметить, что повторное открытие отдельного счета по контракту будет невозможно.

 

  1. 3. Каков порядок получения прибыли и возмещения ранее понесенных расходов на формирование запаса исполнителем?

Возможность проведения таких операций с отдельных счетов прямо предусмотрена Федеральным законом №275-ФЗ, и для того чтобы ею воспользоваться, исполнителю требуется соблюдение трех основных правил:

  • Контракт необходимо исполнить полностью как по оплате, так и по поставке продукции, т.е. заказчик должен оплатить 100% цены контракта на отдельный счет поставщика, а поставщик – поставить продукцию в полном объеме. Следовательно, необходимо наличие документа, подтверждающего приемку продукции заказчиком (акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг).
  • Подписанный обеими сторонами контракт должен содержать условие о возможности получения прибыли, о возмещении расходов исполнителем – поставщиком после исполнения контракта. Размер прибыли и расходов необходимо отразить в абсолютной величине, в рублях.
  • Объемы понесенных расходов и размера прибыли должны быть согласованы сторонами при заключении контракта. Необходимо наличие документов, подтверждающих, что расходы на закупку были понесены до даты заключения контракта.

Важно отметить, что согласно требованиям Федерального закона №275-ФЗ и указанию Банка России в случае списания с отдельного счета исполнителя прибыли в размере, превышающем 20% от цены контракта, уполномоченный банк приостанавливает такую операцию на пять рабочих дней, а головного исполнителя уведомляют об этой операции.

В отношении возмещения расходов на формирование запаса таких требований не предусмотрено. Следовательно, законодатель никак не ограничивает размер формирования запаса продукции, необходимого для выполнения гособоронзаказа. В отдельных случаях организации, имеющие большие объемы складских запасов, заключают контракты с заказчиками в рамках гособоронзаказа на условии 100% возмещения расходов от суммы контракта, с учетом прибыли.

В вопросе о возмещении расходов на запас продукции дополнительно стоит обратить внимание, что при отражении в контракте таких расходов заказчик подтверждает действительное наличие у поставщика необходимых товаров до момента заключения контракта, т.е. хеджирует риск срыва своей поставки ввиду отсутствия у поставщика необходимой продукции, по которой допускает вывод денежных средств с отдельного счета.

При отражении в контракте условий о получении прибыли и возмещении расходов целесообразно делать ссылку на соответствующую норму Федерального закона № 275-ФЗ.

 

  1. Каковы правила выплаты заработной платы с отдельного счета?

Существенные условия выплаты заработной платы с отдельного счета согласно требованиям Федерального закона №275-ФЗ и указаниям Банка России таковы:

  • единовременная (в тот же рабочий день) уплата соответствующих налогов и сборов. При этом необходимо отметить, что в случае уплаты исполнителем налогов и сборов в размере более 50% от цены контракта такая операция будет приостановлена уполномоченным банком;

 

  1. Контролирующий орган. Функции уполномоченного банка при сопровождении расчетов по гособоронзаказу

Федеральный закон №275-ФЗ, определяя перечни разрешенных и запрещенных операций, не вменяет в обязанности уполномоченных банков осуществлять контроль целевого назначения расходования денежных средств по контрактам. Контролирующим органом в понимании Федерального закона №275-ФЗ является Федеральная антимонопольная служба. При этом запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителя), влекущие за собой:

  • необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта (контракта).

Банковское сопровождение расчетов по гособоронзаказу в настоящее время осуществляется исключительно в отношении госконтрактов (и контрактов, заключенных в целях исполнения этих госконтрактов), государственным заказчиком по которым выступает Минобороны России. О банковском сопровождении госконтрактов иных государственных заказчиков решение принимает Правительство Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону №275-ФЗ к числу основных обязанностей уполномоченного банка отнесены:

  • заключение договоров о банковском сопровождении и открытие отдельных счетов;
  • осуществление мониторинга расчетов, в том числе, контроля распоряжений по государственному оборонному заказу;
  • соблюдение режима использования отдельного счета.

Неисполнение уполномоченным банком установленных обязанностей составляет основание для применения к нему мер ответственности со стороны Банка России и для привлечения должностных лиц уполномоченного банка к ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

«Промсвязьбанк» прикладывает максимум усилий по комфортному сопровождению расчетов и безболезненному переходу исполнителей на банковское сопровождение расчетов по гособоронзаказу в рамках исполнения решений Правительства согласно требованиям Федерального закона №275-ФЗ.

Для этих целей в банке ПСБ:

  • функционирует федеральная горячая линия: 8 (800) 222-00-05;
  • реализована возможность направления запросов и сообщений с использованием системы ДБО «PSB-Corporate»;
  • на сайте psbank.ru в разделе «Участникам гособоронзаказа» размещаются актуальные нормативно-консультационные материалы, в том числе содержащие требования ПСБ по каждому типу платежей с отдельного счета;
  • централизовано рассмотрение обращений о применении Федерального закона №275-ФЗ.

 

Будем рады видеть тех, кто уже исполняет оборонный заказ, и тех, кто только планирует «вступить в ряды» исполнителей ГОЗ, на наших встречах в вашем городе!

 

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 6 (59) 2019 г. , Санкт-Петербург