Возможность участников рынка вооружений следовать сложившимся тенденциям и планировать прогресс в этой области всегда была зыбкой, а сегодня и вовсе испытывает высокую турбулентность. Для успешной реализации экспорта продукции военного назначения требуется выработка новых, более гибких подходов к взаимодействию с потенциальными заказчиками.
Такие подходы требуются и в отношении традиционных партнеров, сотрудничество с которыми проверено годами и подтверждено контрактами.
Для современного оружейного рынка характерно изменение парадигмы связей. Так, отношения «заказчик-продавец» часто меняются на партнерские в рамках соглашений по совместной разработке и производству ПВН. При заключении контрактов все большее значение придается офсетным обязательствам.
Расширяется список возможных внешнеторговых механизмов. По словам генерального директора «Рособоронэкспорт» Александра Михеева, опробованные Россией «офсетные программы, предоставление кредитов, встречные бартерные поставки <…> позволяют быть гибкими и адаптивными к непрерывно меняющемуся миру»[i].
Отмечается рост объемов самого рынка, что объясняется как усилением напряженности в некоторых регионах мира, так и увеличением цен на ПВН. Мировой рынок вооружений с 2000 года вырос с 28 до 85 (по другим данным – 92) млрд долларов в год.[ii]
Растет и число экспортеров, и, соответственно, традиционные лидеры рынка в абсолютном выражении сохраняют свои позиции, а в относительном снижают показатели. Эта тенденция влияет и на объемы ВТС России. Любопытно, что страны-экспортеры для сохранения показателей прибегают к диверсификации поставок.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.