Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

PLM-системы – спрос гарантирован

САПР (система автоматического проектирования) – это комплекс программных продуктов, предназначенных для более эффективных, быстрых и точных решений на этапе проектирования и конструирования изделий. Программы САПР внедряются еще с советских времен, и на российском рынке есть целый спектр подобных предложений.

 

Однако сегодня речь идет уже о более глобальном подходе, о так называемых PLM (Product Lifecycle Management) системах – это цифровое сопровождение и виртуальное зеркало полного жизненного цикла изделия.

Названная трансформация послужила отправной точкой для беседы с генеральным директором компании АСКОН Максимом Богдановым.

 

Компания АСКОН работает на рынке программного обеспечения 30 лет. Видимо, именно сейчас настает золотая эра для ваших продуктов, во-первых, в связи с трендом на цифровизацию, во-вторых, из-за возросшей необходимости работать удаленно. Даже те, кто откладывал переход на цифру во всех сегментах производства, проектирования и управления, сегодня вынуждены об этом задуматься. Расскажите, наблюдается ли рост спроса на ваши продукты в последние месяцы?

– О росте спроса говорить преждевременно. Пока можно сказать, что сегмент инженерного ПО для обрабатывающей промышленности испытал наименьшее падение по сравнению с «соседями» по рынку. При этом некоторые обобщения уже можно сделать.

С апреля вся страна живет в некой новой реальности. Цифровизация и цифровые технологии мгновенно перешли из разряда моды и новаторства в разряд насущной необходимости. Все те, кто последние годы процесс за процессом переводил свой бизнес в «цифру», испытали наименьший шок от новых появившихся требований. По роду деятельности нам оказалось достаточно просто оперативно перевести (там, где это еще не было сделано) всю нашу работу, в том числе общение с заказчиками, в онлайн. Более того, зачастую мы выступаем бизнес-наставниками, поскольку помогали и помогаем другим предприятиям решать связанные с переходом на удаленную работу конкретные задачи – это организация сквозной поддержки жизненного цикла изделий, улучшение качества инженерных процессов, обеспечение информационной безопасности и импортонезависимости.

Кризис также подхлестнул общий спрос на автоматизацию методик планирования и производственного учета. Еще раз актуализировались вопросы по минимизации занятого непосредственно в цехах персонала.

Наконец, озвучена разработанная в Минпромторге стратегия развития обрабатывающей промышленности. В ней зафиксировано, что до 2035 года доля обрабатывающих производств должна вырасти с 14 до 17%. И номенклатурно, и в абсолютном измерении. Это давно ожидаемый нами толчок к развитию наших заказчиков, а значит, и нашего бизнеса.

Вы упомянули проблему импортонезависимости. С этой точки зрения, есть ли принципиальные отличия ваших разработок от САПР конкурентов?

– Хотелось бы выделить несколько таких отличий. Во-первых, импортонезависимость и информационная безопасность. Программный комплекс АСКОН – это решение для управления жизненным циклом изделия (ЖЦИ) с сертификатом соответствия требованиям по защите информации, составляющей государственную тайну. В таких продуктах, как ЛОЦМАН:PLM, ВЕРТИКАЛЬ и ПОЛИНОМ:MDM уже реализована поддержка импортонезависимых СУБД (PostgreSQL). ЛОЦМАН:PLM обеспечивает защиту информации, и потому именно этот продукт подлежит обязательной сертификации. Остальные сертификации не требуют.

Во-вторых, мы пошли по пути создания «тяжелого» PLM-решения, объединив в консорциум «РазвИТие» лидирующих российских разработчиков инженерного ПО. Это позволило существенно расширить круг задач, решаемых для наших заказчиков. За пять лет работы, с 2015 года, существенная часть функциональности этой системы уже создана. Сегодня консорциум предлагает промышленности полностью импортонезависимое сквозное MCAD/ECAD/EDA/CAE/CFD/CAPP/CAM/MES/MDM-решение. Партнеры консорциума (это можно назвать экосистемой) расширяют функциональность основного решения, закрывая следующие направления: MDC (мониторинг промышленного оборудования), 3D-печать, IoT (промышленный интернет вещей), VR/AR, IETM (интерактивные электронные технические руководства) и ILS (интегрированная логистическая поддержка). Наша стратегия предполагает, что к 2025 году мы получим не только «тяжелый» PLM-продукт, но и первое отраслевое решение на его основе в авиастроении.

И наконец, наше решение и решения наших партнеров по консорциуму базируются на отечественном математическом ядре C3D, разработке дочерней компании АСКОН C3D Labs.

 

Аскон

Стратегия развития решений АСКОН до 2025 года

Можете привести примеры успехов вашей компании и консорциума?

– Назову лишь некоторые. Так, в пользу решений консорциума от иностранного ПО отказался производитель пусковых установок для ракетных комплексов «Тополь-М» и «Искандер-М» ФНПЦ «Титан-Баррикады». К сегодняшнему дню практически все зарубежное инженерное ПО заменено на наше в ЦНИИТОЧМАШ (стрелковое оружие, боеприпасы, экипировка).

Еще один наш заказчик – «Концерн МПО – Гидроприбор», который производит торпедное, минное и противоминное оружие, средства гидроакустического противодействия и необитаемые подводные аппараты. Процессы проектирования и производства этой техники выстроены на ИТ-решениях компаний АСКОН и ЭРЕМЕКС, апробируются блоки от других компаний консорциума.

Доказала эффективность наша программа «Трейд-ин. Замещение», по которой предприятия могут приобрести продукты АСКОН по льготным ценам при условии официального отказа от использования аналогичного зарубежного ПО. Так, в прошлом году мы «вытеснили» иностранное ПО с 42 предприятий. А всего с 2014 года от зарубежных программ были освобождены более чем 2300 инженерных рабочих мест.

Интерес к акции стабильно растет с 2015 года. Тогда к замене зарубежных решений заказчиков, прежде всего из оборонно-промышленного комплекса, подтолкнули санкционные ограничения. Затем к ним присоединились производители гражданской продукции, которые проявляют интерес к импортозамещению исходя из экономической выгоды, подкрепленной возможностями решений АСКОН.

А с выкручиванием рук иностранными разработчиками ваши будущие клиенты не сталкивались?

– Угроза одностороннего разрыва отношений иностранными поставщиками – это неизбежная данность таких контрактов. Следующий явный минус зарубежных вендоров кроется в их приоритетах. Они развивают продукты под требования западных компаний, и часть отечественных стандартов могут элементарно оставаться за бортом. Наконец, при поставке определенных передовых решений возможны цензурирование или искусственные отсрочки.

Как проходит процесс интеграции ваших продуктов при запуске проектов в разных отраслях? Кто покупает коробочные решения?

– Часть заказчиков изначально ориентированы на комплексные решения. И тогда оптимальным становится контракт с одним вендором. В частности, такой выбор сделал «Гидроприбор». Другие заказчики не видят проблем в работе в гетерогенной информационной среде. В их числе, например, «Балтийский завод». Хотя, конечно, общий тренд – уменьшение числа вендоров в корпоративных информационных системах предприятий.

Также можно говорить о разбросе предпочтений в зависимости от масштабов заказчика. Спрос на коробочные решения, на тот же КОМПАС-3D, преимущественно обеспечивает малый и средний бизнес. Большие компании обычно на системе автоматизированного проектирования не останавливаются и приобретают комплексные системы по управлению процессами проектирования и хранения информации.

Аскон

 

Отраслевая специфика не мешает?

– Отраслевую специфику необходимо учитывать и строить процессы разработки соответственно. Этому помогает наш стратегический подход: создавая версию ПО для одного из отраслевых сегментов, одновременно надо создавать задел под работу со следующими плановыми сегментами, нарабатывать компетенции, начинать решать самые «длинные» отраслевые задачи, например, в геометрическом ядре.

Еще нужно учитывать сложность изделий. С этой точки зрения, самые легкие задачи находятся в области общего машиностроения, больше усилий требуют газотурбинные двигатели, еще больше – авиастроение и ракетно-космическое машиностроение, на верхнем горизонте – судостроение.

Перемещаясь по отраслевой пирамиде сложности изделий, замечаем нарастание конкурентной ситуации. Все крупнейшие отечественные предприятия так или иначе решили задачи управления ЖЦИ с помощью зарубежных программ. Накопленный опыт работы в иностранном ПО должен быть учтен при развитии нашего ПО. Хотя опыт обслуживания более 12 тысяч наших заказчиков свидетельствует о том, что алгоритм вытеснения импортного ПО стандартен. Нужно обеспечить наследование данных, на некоторый срок – возможность параллельной работы в обеих системах и приложить усилия к переобучению специалистов.

А что несет еще большие сложности, чем отраслевая специфика?

– Больше всего реальных проблем связано не с отраслевой спецификой, а с готовностью самого коллектива предприятия к серьезным изменениям. По сути, это основной тормоз, который сдерживает спрос. Но все меняется, и мы активно работаем с предприятиями двигателе-, авиа- и судостроения по развитию наших продуктов. Так что, все неплохо.

Есть ли среди ваших продуктов ERP-система? Если нет, планируете ли вы ее создание?

– В чистом виде ERP у нас нет, но есть решение класса MRP – «ГОЛЬФСТРИМ». Эта система позволяет предприятиям, уже решившим задачи управления ЖЦИ на стадиях проектирования и технологической подготовки производства, использовать этот информационный задел на стадии производства и далее – управления предприятием, но уже во внешней системе.

Надо отметить, что это не единственный путь. Интеграция с системами управления может быть организована практически по любой «линии водораздела». Проектирование в «КОМПАС» и далее передача данных в ERP – обычно так поступают средние предприятия рыночного сектора. Проектирование и технологическая подготовка производства в Программном комплексе «АСКОН» и последующая интеграция с ERP – такая схема наиболее характерна для предприятий ОПК, где традиционно большое внимание уделяют оформлению технологий изготовления изделий. В общем, можно сказать, что у нас отлажены механизмы обмена между нашими решениями и ERP-системами.

Как оценить эффективность внедрения того или иного IТ-решения?

– Ответов сразу несколько, а это значит, что на самом деле наболевший для IТ-сообщества вопрос остается открытым.

Например, можно опереться на директивные указания сверху: есть решение проводить импортозамещение, будем внедрять, не сильно обращая внимания на эффекты. А можно использовать бизнес-подход и подключить функционально-стоимостной анализ. Или же сверить то, что было «до», с тем, что стало «после». Так, на «Севмаше» мы провели цифровизацию ряда операций на базе нашей системы «ВЕРТИКАЛЬ». По расчетам, годовой экономический эффект составил 19 млн рублей, так как на 25% выросло количество разрабатываемых техпроцессов на одного технолога.

Возможна ли и востребована ли адаптация ваших систем управления под ПО заказчика?

– PLM-решения практически всегда внедряются с дополнительной калибровкой под заказчика. И крайне важную роль здесь играет компетентный поставщик в условно шаговой доступности. К слову, консорциум «РазвИТие» – это 36 офисов в промышленных регионах России, Беларуси и Казахстана, способных по запросу предоставить специалиста в день обращения. Да и с обучающими методиками по работе с ПО нет дефицита.

Существуют ли во внедрении IТ-решений на производстве свои тренды?

– Сейчас на пике интереса находится все, связанное с концепциями «цифровых двойников» и «цифрового производства». Но несменяемым элементом этих технических идеологий остаются трехмерные модели. Правда, с момента своего появления они сильно «поумнели» и хранят уже не только геометрическую, но и производственную информацию. А значит, суть задач в проектах автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства во многом остается прежней.

Планирует ли АСКОН тестировать новые сферы приложения сил? Или имеющиеся IT-решения компании полностью соответствуют спросу на рынке?

– Ближайшие несколько месяцев отрасль будет адаптироваться к кризису. И только потом станет приблизительно ясно, что изменилось, какие вызовы актуализировались, каких ответов ждет рынок.

С другой стороны, было бы слишком самонадеянно заявлять, что то, что мы делаем, как раз и является идеальным воплощением рыночных ожиданий. Полностью спросу на рынке не соответствует ничто и никогда. Ну, разве что на крайне коротком отрезке времени. И всегда от нашего ПО заказчики будут требовать новой и новой функциональности. Нам не делают никаких поблажек из-за отечественного происхождения.

В этом году мы выпускаем обновленные версии наших основных продуктов (CAD и PLM) и новые совместные сквозные решения с партнерами по консорциуму «РазвИТие».

Стратегическим направлением остается максимально быстрое развитие геометрического ядра C3D под запросы «тяжелых» отраслей: двигателестроения, авиастроения, судостроения.

Стратегию развития обрабатывающей промышленности мы обсудили. Другие положительные примеры участия государства в развитии вашего сегмента IT-индустрии можете назвать?

– Считаю весьма удачным по замыслу и реализации постановление Минпромторга о субсидировании проектов импортозамещения инженерного ПО на предприятиях ОПК. Программа была детально проработана как раз с участием представителей IT-бизнеса и благополучно реализуется с прошлого года. Также есть ряд очень полезных постановлений по поддержке отрасли по линии Минкомсвязи.

В целом, готов ответственно заявить, что инструменты стимулирования спроса отечественных IT-решений, и не только в PLM-сегменте, а по всему спектру, объективно необходимы. Без дополнительных инвестиций крупные предприятия будут разворачиваться лицом к собственной IT-отрасли слишком долго.

В рамках проекта «Цифровая промышленность» национальной программы «Цифровая экономика» планируется создание единой цифровой среды и интерактивных сервисов для предприятий. По инициативе Минпромторга уже в 2020 году должна стартовать выдача цифровых паспортов предприятиям. И методика оценки готовности компаний к «цифровой трансформации» должна быть опубликована на сайте Минпромторга в ближайшее время. Вы участвовали в рабочей группе по разработке этой методики?

– Напрямую нас к этой работе не привлекали. Но мы были в курсе происходящего. И соглашусь, что подобная унификация – очень полезная вещь, особенно на ранних этапах подготовки и запуска цифровой трансформации.

Надеюсь, что методика поможет выявить зоны потенциальных улучшений, и следом за ней появятся четкие планы-графики проектов.

И здесь можно уточнить, что в ходе подготовки проектов по внедрению PLM-комплексов мы выполняем аналогичную работу. Ведь прежде чем сделать хороший проект, нужна хорошая диагностика и осмысление ее результатов совместно с проектной командой от предприятия. Только это называется не «цифровым паспортом», а отчетом по предпроектному обследованию. Так что, вполне можно сказать, что АСКОН в авангарде проекта цифровизации.

Беседовала Александра Григоренко

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (62), 2020 г., Санкт-Петербург