Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Диверсификация ОПК. Нацпроекты, компетенции, финансирование

Промсвязьбанк объявил о намерении стать центром компетенций в вопросах диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

О том, как в кредитной организации предполагают реализовать эту инициативу и какие меры поддержки необходимы для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения предприятиями ОПК рассказывает глава дирекции проектного финансирования и прямых инвестиций ПСБ Артем Гарибян.


– Артем, какова сегодня роль опорного банка при реализации комплексной поддержки предприятий ОПК и системных мер по развитию отрасли в целом? С каких рубежей банк начинает работу с прицелом на диверсификацию сектора?

– Полномочиями для поддержки оборонной отрасли России, повышения эффективности и прозрачности расчетов при исполнении гособоронзаказа ПСБ был наделен в 2018 году. Сейчас банк вышел на лидирующие позиции как с точки зрения сопровождения расчётов по гособоронзаказу, так и с точки зрения кредитования самих предприятий отрасли. Банк уже сопровождает более 60% всех контрактов, которые заключены в сфере ГОЗ. Для повышения эффективности деятельности предприятий ОПК необходима трансформация — совершенствование систем контроля качества продукции поставщиков, внедрение информационных систем и технологий бережливого производства. Но самое актуально - это, безусловно, диверсификация производства.

Артем Гарибян, глава дирекции проектного финансирования и прямых инвестиций ПСБ

— Какие функции ПСБ готов на себя взять как центр компетенций в вопросах диверсификации?

Одна из базовых задач центра компетенций – способствовать выпуску продукции двойного назначения и гражданской продукции. На этом пути, прежде всего, мы готовы развивать спектр консультационных услуг по формированию лидерства на гражданских рынках и оказывать помощь в построении планов финансово-хозяйственной деятельности с учетом курса на диверсификацию. ПСБ уже является платформой для организации взаимодействия предприятий ОПК как с государственными органами и институтами развития, так и с участниками рынка гражданской продукции. На текущий момент мы активно обсуждаем со всеми заинтересованными сторонами вопросы общей программы диверсификации и различные варианты участия банка в процессе расширения ассортимента продукции, переориентацию рынков сбыта, экспортный потенциал и освоение новых видов производств на предприятиях ОПК. Банк реализовал ряд проектов диверсификации на предприятиях судостроительной и авиастроительной отраслей. Для разработки эффективных механизмов поддержки проектов диверсификации — их привлечения, финансирования и развития — мы создали специальный департамент в структуре банка.

 – Диверсификация вместе с ориентацией на экспорт – это единственно возможный сценарий повышения экономической эффективности предприятий ОПК сейчас?
– Продукция, созданная предприятиями ОПК в рамках диверсификации, в первую очередь, должна быть обеспечена сбытом на внутреннем рынке. Безусловно, экспорт необходим, но в условиях санкций может быть проблематичен. При этом было бы расточительством не задействовать для целей диверсификации логистические связи, создававшиеся ранее для экспорта вооружений. В производстве предприятий оборонно-промышленного комплекса к 2025 году необходимо довести долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения до уровня не менее 30% от общего объема производства российского ОПК, а к 2030 году – не менее 50%.

В каких сферах должна находить себя диверсифицированная продукция? Точнее говоря, есть ли на российском рынке «мирные» сферы, не испытывающие проблем с финансированием для широкого спроса и в то же время нуждающиеся в потоке высокотехнологичной продукции?
– Катализатором процесса диверсификации ОПК должны стать национальные проекты. И сегодня крайне важно сформировать государственный спрос на гражданскую продукцию ОПК и разработать расширенный перечень продукции, необходимой именно для реализации национальных проектов.
В рамках нацпроектов приоритетными рыночными нишами для предприятий ОПК сегодня могут стать медицина, транспортное машиностроение, радиоэлектроника, энергетическое машиностроение и другие. Емкость этих рынков в части компетенций предприятий ОПК сейчас оценивается в размере 1,4 трлн рублей. При этом национальные проекты на весь период предусматривают закупку готовой продукции на 6,2 трлн рублей. По оценке Минпромторга, половину этой продукции потенциально могут изготавливать и поставлять предприятия РФ, в том числе – предприятия ОПК.

Артем Гарибян, глава дирекции проектного финансирования и прямых инвестиций ПСБ

 


А какие меры государственной поддержки перехода на гражданскую продукцию необходимы?
– Для успешной реализации планов по повышению доли выпуска продукции гражданского назначения важна соответствующая промышленная и протекционистская политика. Здесь не нужно изобретать велосипед. Эффективны такие меры, как предоставление льготных кредитов; субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам; субсидирование затрат организаций на проведение необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках проектов.

Проектное финансирование стало базой для реформы отечественного жилищного строительства. Теперь речь идет об ОПК. Вы анонсировали новый банковский продукт — «Проектное финансирование предприятий на цели диверсификации». Можете немного подробней рассказать об этой программе?
– Этот продукт предусматривает долгосрочное – до 15 лет – проектное и инвестиционное финансирование новых проектов на предприятиях ОПК, направленных на создание новых производств, инновационной продукции и продукции гражданского назначения.
Мы создаем привлекательный по условиям кредитный продукт, который будет интересен как предприятиям ОПК, так и частному бизнесу в рамках кооперации с предприятиями ОПК.

Как гражданским компаниям донести свои идеи развития предприятиям ОПК?
– Мы стремимся стать и центром компетенций в вопросах диверсификации, и площадкой для встреч тех, у кого есть предложения перспективных проектов, и тех, кто мог бы их реализовать на своей производственной базе. Диверсификация – это не только развитие гражданского производства на предприятиях ОПК, в ее контур могут входить различные совместные предприятия, проекты между гражданскими предприятиями и крупными предприятиями ОПК. Первые дают идеи, предпринимательские инициативы, вторые – производственные площадки, кадровые ресурсы и т.д. ПСБ будет поддерживать интеграционные проекты, обеспечивая их финансовое сопровождение.

Чего сегодня, кроме денег, не хватает российскому ОПК, чтобы предприятия сами «на ура» запускали программы диверсификации?
– Для перехода на рыночные взаимоотношения предприятия ОПК нуждаются в обновленных бизнес-моделях. И здесь важно правильно оценить уровень готовности предприятий ОПК к выпуску высокотехнологичной гражданской продукции. Проанализировать наличие производственных мощностей, позволяющих выпускать высокотехнологичную гражданскую продукцию; загрузку производственных мощностей предприятий продукцией военного назначения; наличие дополнительных производственных мощностей, которые могут быть ориентированы на выпуск гражданской продукции; опыт создания и продвижения гражданской продукции на рынок; наличие квалифицированных маркетинговых подразделений, в задачи которых входит поиск рыночных запросов на создание продукции гражданского и двойного назначения, поиск заказчиков и работа с ними, организация сбыта и сервисного обслуживания продукции; наличие свободных высококвалифицированных конструкторских кадров и т.д.
Фактор готовности мощностей предприятия к выпуску продукции гражданского и двойного назначения – ключевой для диверсификации производства.

На ваш взгляд, почему диверсификация производств ОПК не может не состояться?
– Мощности, которые нарастили предприятия ОПК, выполняя важные государственные задачи по производству ВиВТ и перевооружению армии, готовы к следующей серьезной задаче, и эта задача – выпуск гражданской продукции. Можно резюмировать, что адаптация организаций ОПК к рыночным условиям при реализации продукции гражданского назначения должна произойти, это логичный шаг к дальнейшему развитию отрасли.

 

Беседовала Александра Григоренко

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 4 (63), 2020 г., Санкт-Петербург