Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Военно-техническое сотрудничество России и Белоруссии

14 сентября 2020 года президент России Владимир Путин в ходе переговоров со своим белорусским коллегой в очередной раз подтвердил, что Белоруссия для России ближайший союзник и стратегический партнер. Путин также отметил важность продолжения сотрудничества в военной и военно-технической сфере.

 

Александр Лукашенко в свою очередь заявил, что Белоруссии необходимо теснее держаться со своим «старшим братом» и продолжать сотрудничество по всем вопросам. Лукашенко отметил, что у Москвы и Минска могут быть разногласия, но только не по теме обороны и безопасности.

Такая позиция государственных лидеров создает прочную основу для реализации военно-технического сотрудничества между странами. Действительно, ВТС России и Белоруссии отличается высоким уровнем и составляет один из важнейших компонентов межгосударственных отношений, который едва ли затрагивают противоречия, периодически возникающие в других сферах. Россия является крупнейшим потребителем продукции ОПК Белоруссии, ряд позиций имеют важное значение для российских оборонных предприятий. В числе основных импортируемых товаров – многоосные шасси, оптические приборы, навигационные комплексы, тепловизоры. Среди поставщиков – МЗКТ, МТЗ, ОАО «Пеленг», ОАО «Интеграл», БелОМО, КБ «Дисплей», ОАО «Агат», ОАО «Экран»… Из России в Белоруссию по большей части поступают готовые образцы ВВиСТ самого широкого спектра. Ведутся совместные разработки – НИР и ОКР, обсуждаются и реализуются проекты интеграции и кооперации оборонной промышленности, все более существенное значение в военно-технической сфере приобретают совместные работы в интересах третьих стран.

ВТС в рамках интеграционных объединений: выгодное сотрудничество

Россия и Белоруссия участвуют в ряде интеграционных объединений, что позволяет им реализовывать ВТС на особых условиях. Главными предпосылками для этого становятся общие стратегические интересы и, как следствие, формирование единой военно-технической политики в вопросах оснащения вооруженных сил стран современными и совместимыми образцами ВВиСТ.

Для оптимизации работ в сфере ВТС в ОДКБ создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС ОДКБ)[i], в сферу деятельности которой входят вопросы разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ, защиты РИД в ходе ВТС, создания межгосударственных научно-производственных объединений, а также сотрудничества в области рекламно-выставочной деятельности. При МКВЭС ОДКБ организован Деловой совет по вопросам интеграции предприятий ОПК стран-членов ОДКБ.

Одно из главных преимуществ для стран-участниц ОДКБ заключается в том, что поставки продукции военного назначения для них осуществляются по льготным ценам, которые значительно ниже цен на аналогичные образцы ВВиСТ на мировом рынке вооружений. Это положение закреплено ст. 2 Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности[ii]. Кроме того, авансовые платежи на такие поставки не облагаются НДС[iii]. В рамках Союзного государства Договором о военно-техническом сотрудничестве (ст. 5)[iv] установлено, что цена на поставляемую продукцию военного назначения соответствует цене, установленной для внутреннего рынка. Более того, согласно Договору ПВН поставляется «с такими же характеристиками и в такой же комплектации, как для собственных национальных вооруженных сил, иных войск, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб».

Отмечается, что такая ценовая политика в значительной степени нивелирует коммерческую составляющую ВТС, но соответствует интересам укрепления системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ и наращивания потенциала организации. То же можно сказать и о ВТС России и Белоруссии вне объединений, на двухсторонней основе.

Впрочем, с этой точки зрения временами возникают упреки в отношении Москвы: поскольку Белоруссия осуществляет функцию защиты России (Союзного государства, ОДКБ) с запада, там считают, что могут претендовать на бесплатные поставки современных вооружений. Показательные примеры – запросы на истребители Су-30СМ (поставляются в Белоруссию на коммерческой основе) и ракетные системы С-400. Вопрос о передаче последних белорусская сторона ставит практически с начала серийного производства систем. Однако купить такие дорогостоящие вооружения Минск не готов, а Москва не спешит его передавать, поскольку первоочередная задача – удовлетворение потребностей ВС РФ. Ситуацию осложняет факт, что С-400 «Триумф» уже поставляются на экспорт платежеспособным клиентам – первым зарубежным обладателем систем стал Китай, вторым – Турция, на очереди Индия. Белоруссия недовольна тем, что Россия в погоне за выгодой пренебрегает союзническими интересами. Хотя, на наш взгляд, важно учитывать не только экономическую, но и стратегическую целесообразность, и потому не все упреки следует принимать близко к сердцу.

Помимо экономических, ВТС в рамках объединений предоставляет и другие преимущества. Например, упрощенный порядок поставок ВВиСТ.

ВТС в рамках объединений не ограничивается только поставками готовой продукции военного значения. Развиваются такие формы, как создание совместных предприятий (СП), проведение совместных работ по выходу на рынки третьих стран, совместное формирование программ вооружений и планов поставок новых и модернизированных образцов ВВиСТ в войска, участие в исполнении государственного оборонного заказа стран-участниц. Так, например, по некоторым данным, доля белорусских поставок в гособоронзаказе России составляет порядка 15%[v].

Одним из успешных примеров СП в рамках ОДКБ может служить основанная в 2000 году межгосударственная финансово-промышленная группа «Оборонительные системы», цель деятельности которой – создание высокотехнологичных и конкурентоспособных образцов продукции военного, двойного и гражданского назначения, а также ремонт и модернизация такой продукции. В группу вошли пять белорусских и 12 российских компаний, позднее, в 2016 году, состав участников был расширен за счет присоединения ряда армянских компаний. Рассматриваются проекты по трехсторонней кооперации России и Белоруссии с участием Казахстана.

Однако на сегодняшний день наиболее часто встречающейся формой кооперации остается создание сборочных производств на территории страны-партнера, а в направлении создания совместных предприятий, к сожалению, не все проекты доходят до своего логического завершения.

Несмотря на тесное военное и военно-техническое взаимодействие в рамках ОДКБ, ВТС России и Белоруссии осуществляется в основном на двусторонней основе, в том числе в рамках Договора о Союзном государстве. Особенно ярко это проявляется в реализации совместных научно-технических проектов. Например, в 2019 году по линии департамента оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества выполнялись четыре научно-технические программы: «Луч», «Автоэлектроника», «Технология-СГ» и «Паритет», в настоящее время запущена разработка проектов концепций семи новых программ в области ВТС Союзного государства. В их числе проекты под шифрами «Комплекс-СГ», «Безопасность-СГ», «Новопол», «Аддитивность», «Радиационная безопасность», «Ускоритель-СПР», «Социальная адаптация». Ввиду своей специфики итоги реализации таких проектов не всегда становятся общедоступными, однако хочется надеяться, что в этом направлении ВТС России и Белоруссии находится на достойном уровне.

Протокол о внесении изменений и дополнений в программу ВТС до 2020 года: палка о двух концах

Одним из документов, лежащих в основе современного ВТС между Россией и Белоруссией, стало подписанное 25 декабря 2013 года межправительственное Соглашение о реализации Программы военно-технического сотрудничества до 2020 года (далее – Соглашение)[vi]. Согласно документу, до 2020 года планировалось воплотить в жизнь обширную программу мероприятий по проведению совместных НИОКР, интеграции оборонно-промышленных комплексов, осуществлению единой политики в сфере технического нормирования, стандартизации и каталогизации продукции военного назначения, а также по взаимным поставкам такой продукции. А 26 июня 2019 года стороны подписали Протокол[vii] о внесении изменений и дополнений в Соглашение – такая возможность предусмотрена ст. 8 документа. При этом все изменения, оформленные отдельным протоколом, считаются неотъемлемой частью самого Соглашения.

Протокол от 26 июня 2019 года дополнил программу ВТС сразу несколькими мероприятиями. В частности, раздел «Поставки продукции (услуг) военного назначения из Республики Беларусь в интересах РФ» пополнился следующими пунктами:

  • «Разработка автомобиля многоцелевого назначения повышенной проходимости» (исполнители/соисполнители со стороны РБ – унитарное предприятие «Монитор-Сервис», со стороны РФ – ОАО «Специальные проекты машиностроения»);
  • «Производство и поставка средств связи, деталей и узлов к ним (работы и услуги)» (исполнители/соисполнители со стороны РБ – ОАО «Техника связи», со стороны РФ – АО «Рязанский радиозавод», АО «Концерн «Созвездие»).

Раздел «Поставки продукции (услуг) военного назначения из РФ в интересах Республики Беларусь» дополнен пунктами:

  • «Изготовление и поставка средств и систем ЗРК «Бук-МБ» в третьи страны» (исполнители/соисполнители со стороны РБ – НПО с ограниченной ответственностью «ОКБ ТСП», со стороны РФ – АО «Рособоронэкспорт», ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», АО «60 арсенал», АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», АО «Научно-производственное предприятие «Старт» им. А.И. Яскина», АО «Концерн «Созвездие», АО «Научно-производственное предприятие «Фаза», АО «Рязанское КБ «Глобус», ОАО «Завод радиоаппаратуры»);
  • «Поставка двигателей 7403-1000408»[viii] (исполнители/соисполнители со стороны РБ – Министерство обороны Республики Беларусь, со стороны РФ – ПАО «КАМАЗ»).

Появился и новый раздел «Поставки продукции (услуг) двойного и специального назначения из Республики Беларусь в интересах РФ», подразумевающий поставку датчиков метеорологической дальности видимости «Пеленг СФ-01», нефелометров «Пеленг СЛ-03», «Пеленг СД-02-2006», измерителя нижней границы облаков, измерителя скорости и направления ветра «Пеленг СФ-03». Кроме того, уточнены детали по ряду мероприятий, а также участники сотрудничества с обеих сторон.

Несомненно, расширение программы ВТС – положительный момент. Однако, помимо дополнений, Протокол внес в Соглашение существенные изменения: часть запланированных ранее мероприятий были вообще исключены из Программы ВТС.

Так, в полном объеме исключен раздел, посвященный интеграции ОПК двух стран. Сняты с повестки дня вопросы создания СП по сборке российских вертолетов на базе Ка-226Т и «Ансат», СП по ремонту, модернизации и техобслуживанию самолетов Ил-76, СП «РЭБ Технолоджи» (хотя в 2014–2015 годах в СМИ появлялись сообщения с упоминанием такого предприятия), Консорциума по ремонту, модернизации и техническому сопровождению авиатехники иностранных заказчиков. Впрочем, по поводу последнего пункта для справедливости нужно заметить, что совместные работы в интересах инозаказчиков ведутся несмотря на отсутствие Консорциума.

В части НИОКР исключено «создание автоматизированной системы управления мотострелкового батальона», что должны были реализовывать ОАО «Агат – системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления» и ОАО «Концерн «Созвездие».

Пострадали направления сотрудничества, связанные с автоматизацией работ и техническим нормированием, стандартизацией и каталогизацией оборонной продукции. Полностью исключены мероприятия по разработке обеспечивающей автоматизацию работ ЕИС, отменено создание автоматизированной системы обмена информацией между ГВПК РБ и ФСВТС. Отложены разработки проекта Соглашения об обмене информацией в области стандартизации оборонной продукции, программы создания единой системы технических нормативных правовых актов (ТНПА), конечную цель которой составляет введение единых стандартов, действующих на территориях обеих стран. Не был разработан порядок передачи нормативно-технических документов и общих технических требований к видам ВВиСТ для применения их на этапе разработки изделий.

В части поставок из Белоруссии в Россию из программы исключены производство и поставка комплекса радиационной, химической и биологической разведки (ответственные за исполнение – ОАО «Специальное КБ «Камертон», ОАО «Агат – электромеханический завод», ОАО «Авангард»). В части поставок из России в Белоруссию полностью исключен «бронетанковый» раздел, предусматривающий модернизацию в 2013–2015 годах танков Т-72Б в интересах Министерства обороны Республики Беларусь. Впрочем, сообщалось, что стартовая партия модернизированных до уровня Т-72Б3 танков поступила на вооружение Республики в 2017 году, известно о поставках Т-72БЗ и в 2018 году. На форуме «Армия-2019» Минобороны Белоруссии заключило с российским УВЗ контракт на модернизацию 11 единиц Т-72-Б в 2019–2020 годах, и уже в мае 2020 года в Вооруженные силы Беларуси поступила очередная партия модернизированных Т-72Б. Видимо, исключение пункта по бронетехнике связано с отказом от модернизации танков именно в 2013–2015 годах.

Однако не следует напрямую связывать изменения в программе ВТС с отказом от углубления сотрудничества в этой сфере – программа была рассчитана на несколько лет, и некоторые пункты могли утратить актуальность, в то время как наиболее приоритетные разделы, наоборот, были добавлены в уже подписанное Соглашение.

Конечно, возникают вопросы по исключенным мероприятиям, связанным с совершенствованием системы ВТС в рамках Договора о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года. Однако, возможно, они найдут свое воплощение в новой программе ВТС, которая должна быть подписана в текущем году сроком на пять лет. Сообщалось, что вопросы завершения процедур согласования новой программы стороны обсудили на полях форума «Армия-2020» в рамках подготовки к очередному заседанию Белорусско-Российской межправительственной комиссии по ВТС.

Импортозамещение и диверсификация рынков: новые вызовы или новые возможности?

Поскольку ОПК СССР отличался республиканской специализацией, кооперационные цепочки по производству готовых изделий включали в себя множество предприятий, расположенных на разных территориях СССР. Именно поэтому российский ОПК имеет глубокие связи с некоторыми оборонными предприятиями бывших советских республик. Однако разрыв в 2014 году военно-технических связей с Украиной заставил российское руководство задуматься о необходимости производства компонентов ВВиСТ исключительно на национальной территории.

Тогда было заявлено, что российская политика импортозамещения не окажет влияния на ВТС со странами ОДКБ. Показательным примером переориентации на рынок ОДКБ стала замена тепловизионных прицелов для ПТРК «Хризантема-С» производства украинской компании «Фотоприбор» на белорусские приборы производства компании «Пеленг»[ix].

Однако попытки организовать производство критически важных изделий на территории России все же предпринимаются. Так, на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) идут работы по замене гусеничных шасси производства Минского тракторного завода (МТЗ) для ЗРК «Тор» и ЗРПК «Тунгуска». Проводятся работы по замене многоосных колесных шасси производства Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) на аналоги российского производства. «Замещением» этих изделий в России занимаются Брянский автомобильный завод (БАЗ) и КАМАЗ в кооперации с «Ремдизелем»: БАЗ серийно выпускает шасси для систем С-400 «Триумф» и С-350 «Витязь»; КАМАЗ и «Ремдизель» реализуют разработку шасси для комплексов стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс» в рамках ОКР «Платформа-О». Ирония заключается в том, что БАЗ для производства шасси импортирует комплектующие производства МЗКТ, а КАМАЗ и «Ремдизель» будут готовы запустить шасси в серийное производство, по самым оптимистичным оценкам, не ранее 2023 года. Кроме того, более половины всего экспорта продукции МЗКТ приходится на Россию, в которой, в свою очередь, 280 предприятий выступают как поставщики комплектующих и материалов для производства техники на МЗКТ.

Со стороны России предпринимаются попытки приобретения долей белорусских оборонных предприятий. Известно о безуспешных переговорах по покупке МЗКТ российским КАМАЗом, о несостоявшейся покупке государственной доли акций ОАО «Пеленг» Роскосмосом. Но есть и обратный, успешный пример: в 2011 году российская «Радиофизика» (входит в Концерн ВКО «Алмаз – Антей») стала обладателем 100% акций Гомельского КБ системного программирования, занимающегося разработкой ПО для управления РЛС.

Такая позиция России не осталась без внимания в Белоруссии: появилась вынужденная необходимость «заместить» Россию в структуре экспортных поставок. Для этого белорусские производители ПВН, 70% продукции которых идет на экспорт, начали поиск покупателей на рынках других стран. Стоит признать, работу по диверсификации и расширению географии поставок Минск ведет успешно. В 2017 году ПВН белорусского производства поставлялась в 69 стран, в 2018 году – в 76 стран, в 2019 году – уже в 97 стран. При этом в 2019 году на Россию в структуре экспорта пришлось более 26%, в то время как для стран СНГ этот показатель составил более 27%, для регионов Ближнего Востока и Азии – 31%[x].

Однако нужно помнить, что хотя масштабы экспорта растут и все большую долю занимает высокотехнологичная продукция белорусского производства, Белоруссия часто выступает в качестве реэкспортера ВВиСТ российского производства.

Ведется поиск зарубежных партнеров для совместной разработки, производства и вывода на рынки третьих стран продукции военного назначения. Так, можно отметить сотрудничество Минска с Киевом в части разработки и производства ракетного оружия, сотрудничество Минска и Пекина в разработках и производстве РСЗО. В качестве успешно реализованного проекта с Украиной можно назвать ПТРК «Скиф», который уже с 2011 года поступает в войска обеих стран. С Китаем реализуется проект РСЗО «Полонез», который уже был экспортирован в Азербайджан. Идут работы по локализации производства «Полонезов» в Белоруссии и по увеличению доли белорусских компонентов в готовых изделиях.

Можно констатировать пусть незначительное, но снижение взаимной зависимости ОПК России и Белоруссии, снижение заинтересованности в углублении военно-технического сотрудничества стран. Однако нужно понимать, что России важно поддерживать достигнутый уровень сотрудничества. Долгое и дорогое замещение продукции зарубежного производства обуславливает крепкую связь с белорусским ОПК на годы вперед. В свою очередь, белорусский ОПК в значительной степени зависит от поставок российских комплектующих, да и вооруженные силы Республики Беларусь тоже нуждаются в обновлении и модернизации материально-технической базы.

Некоторые опасения в связи с этим вызывает обстановка на белорусских предприятиях, связанная с нестабильной внутриполитической ситуацией в стране после выборов президента в августе 2020 года. Сообщалось, что против результатов голосования выступили сотрудники ряда белорусских предприятий, в числе которых упоминались МЗКТ, МТЗ, БМЗ (Белорусский металлургический завод), МЭТЗ (Минский электротехнический завод им. В.И. Козлова), БелАЗ, МАЗ (Минский автомобильный завод) и другие. Рабочие выходили на акции протеста, в СМИ появлялась информация о стачках, однако позднее руководители предприятий опровергли эти данные. Отмечалось, что кратковременные забастовки и акции протеста не достигли таких масштабов, чтобы причинить существенный ущерб экономике страны и повлиять на исполнение международных контрактных обязательств. Однако сложившаяся ситуация и ее развитие будут находиться под пристальным вниманием всех заинтересованных сторон.

Таким образом, на сегодняшний день в сохранении уровня военно-технического сотрудничества, его углублении и развитии заинтересованы и Россия, и Белоруссия. При этом важно не просто декларировать намерения совместно разработать, совместно произвести, совместно продать ВВиСТ, но и реализовывать эти намерения. Важной задачей становится совершенствование самой системы ВТС, ее нормативно-правовых и институциональных составляющих.

NOZ_665_2020_blockcover_end-stranitsy-16-17

 

Автор - Олеся Загорская

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 6 (65), 2020 г., Санкт-Петербург


[i] http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/IV/Biryulin.pdf

[ii] https://mkves.odkb-csto.org/news/regulations/soglashenie_ob_osnovnyh_principah_voenno-tehnicheskogo_sotrudnichestva_11/

[iii] Там же, ст. 4 Соглашения.

[iv] http://docs.cntd.ru/document/902197024

[v] https://eurasia.expert/belarus-khochet-rasshirit-uchastie-v-gosoboronzakaze-rossii/

[vi] https://pravo.by/upload/docs/op/I01300075_1406149200.pdf

[vii] https://pravo.by/document/?guid=3941&p0=2020018001

[viii] Двигатель с оборудованием КАМАЗ может быть установлен на БТР-80 

[ix]https://vpk.name/news/131588_peleng_zamenil_fotoprilad_dlya_hrizantemyi.html 

[x] https://www.sb.by/articles/vpk-stavka-na-intellekt.html

Партнеры