Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Тактик. Слово редактора

В российской политике и экономике наблюдается любопытный феномен. Стратегия мало кому очевидна, тогда как тактика понятна всем. Эта ситуация обескураживает и сбивает с толку наблюдателей, которые искренне пытаются разобраться и все-таки определить цели, хотя бы для того, чтобы оценить средства.

 

Приходится гадать и додумывать. Каждый делает это по-своему, имея на руках разные исходные данные, и, как правило, мало распространяется о результатах размышлений, по крайней мере в публичном поле. И это тоже тактика.

К каким результатам она приведет – невозможно предположить, поскольку для того чтобы оценить KPI, необходимо его установить, а без стратегии сделать это практически невозможно. Задачи ощутимо мельчают. Мотивация все чаще основывается на негативном подкреплении, то есть на избегании. Это когда нажимаешь на кнопку, чтобы не получить разряд тока.

«Все опасаются, что структурная перестройка в условиях, когда мы лишаемся привычного доступа к источникам технологий, приведет к деградации. Этого все хотят избежать. Это вопрос не постановки задачи. Конечно, задача – модернизация, только как?» – размышляла на ПМЭФ председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина.

Позитивное подкрепление – это когда нажимаешь на кнопку, чтобы получить конфету. В процессе любой деятельности, в бизнесе, на работе, в жизни приятнее и продуктивнее позитивное подкрепление, хотя надо признать, что негативное мотивирует быстрее и эффективнее, действуя практически безотказно.

Тактика без стратегии, как оказалось, тоже может приносить свои плоды, вкус и запах которых непривычен и нравится далеко не всем, но голод они утоляют, а это главное. Сегодня не до инновационной селекции/модернизации и разработки изощренных сортов, взращивать которые планировали еще вчера.

Там же, на ПМЭФ, Эльвира Набиуллина прокомментировала текущую ситуацию: «Мне кажется, всем очевидно, что по-прежнему не будет… Внешние условия действительно изменились надолго, если не навсегда, и значимо изменились». А помощник президента РФ Максим Орешкин, вероятно, тоже ощущая стратегический вакуум и вторя своей коллеге, дает следующий совет бизнес-аудитории: «Как прежде – не будет. Здесь других вариантов нет. Чем быстрее управленцы на разных уровнях – в государственном секторе, в частном секторе – это осознают, чем быстрее будут выстраивать стратегию из нового понимания того, что происходит, тем лучше будет для нашей страны».

Частный сектор, безусловно, хочет, чтобы нашей стране было лучше или стало лучше. Но может ли этот сектор выстраивать какие-то стратегии? О каких горизонтах планирования сегодня может идти речь, если частица «не» превращается в самую популярную и емкую смысловую единицу? Правильный ответ в текущих условиях – стратегом лучше бы не быть, но тактиком ты быть обязан.

 

Александра Григоренко,
главный редактор журнала «НОЗС»

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 4 (75), 2022 г., Санкт-Петербург