Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

2022, №4 (75)

Тактик. Слово редактора

В российской политике и экономике наблюдается любопытный феномен. Стратегия мало кому очевидна, тогда как тактика понятна всем. Эта ситуация обескураживает и сбивает с толку наблюдателей, которые искренне пытаются разобраться и все-таки определить цели, хотя бы для того, чтобы оценить средства. Приходится гадать и додумывать. Каждый делает это по-своему, имея на руках разные исходные данные, и, как правило, мало распространяется о результатах размышлений, по крайней мере в публичном поле. И это тоже тактика.
Читать далее

Проактивный пацифист. Япония на рынке вооружений. Часть I

Миролюбивости Японии, казалось бы, можно позавидовать. Эта страна с 1945 года напрямую не участвовала ни в одной войне, а в 1947 году 9-й статьей Конституции «на вечные времена» был закреплен отказ японского народа от войны как суверенного права нации и отказ «от создания сухопутных, морских и военно-воздушных сил, равно как и других средств войны». Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Родины Солнца ориентирован в основном на обеспечение потребностей японских Сил самообороны (ССО), и даже робкий выход Токио на глобальный оружейный рынок в качестве поставщика официально охарактеризован как «проактивный пацифизм», цель которого – внести вклад в дело мира и обеспечить безопасность Японии. Впрочем, в последнее десятилетие наблюдаются существенные сдвиги в японской военной и военно-технической политике, а 9-я статья Конституции не только «обрастает» новыми трактовками, но и претерпевает изменения отношения общественности.
Читать далее

Ядерные силы Пакистана

Официально история Пакистана как ядерной державы отсчитывается от 28 мая 1998 года, когда неподалеку от города Чагай были проведены первые ядерные испытания. Пакистанские испытания стали реакцией на индийские, которые прошли двумя неделями ранее. Однако военная ядерная программа – это дело далеко не двух недель. История началась задолго до этого, и местами она напоминает остросюжетный роман, в котором нашлось место шпионажу, переворотам, казням и многим другим вещам. Знаковой фразой для пакистанской ядерной программы стали слова бывшего премьер-министра Пакистана З. Бхутто: «Мы будем есть траву, даже голодать, но мы получим свою собственную атомную бомбу... у нас нет другого выбора!».
Читать далее

Германия. Новые решения в новых условиях

Большая часть стран Европы приняли решение после конца февраля 2022 года повысить свои оборонные расходы. Некоторые – значительно, но никому не сравниться в этом с ФРГ. Берлин ранее был главным «саботажником» (как по потенциальным возможностям, так и по упорству) в повышении расходов до условного «правильного» в НАТО уровня 2/20%: 2% от ВВП на оборону, 20% от оборонных расходов – на вооружение. Естественно, ситуация изменилась после начала российской военной операции на Украине.
Читать далее

Пять элементов. О некоторых тенденциях в сфере высокоточного оружия

На фоне ведущихся в настоящее время боевых действий (как на территории Украины, так и в других регионах мира) обостряется дискуссия о высокоточном оружии. Этот термин весьма «лихо» применяют официальные спикеры, эксперты и обыватели. К сожалению, все то, что на слуху, быстро обрастает стереотипами и домыслами, имеющими весьма незначительную связь с реальностью. В сфере с повышенной секретностью тем более. В частности, проблема высокоточного оружия требует более глубокого анализа как с точки зрения терминологии и классификации, так и с точки зрения технологической. Не претендуя на «закрытие вопроса», поделимся рядом наблюдений в рассматриваемой сфере.
Читать далее

Корейский ястреб встал на крыло

В Южной Корее 19 июля 2022 года первый полет совершил прототип истребителя KF-21 «Boramae» («Охотничий ястреб»), первого для Кореи специализированного боевого самолета национальной постройки. Сеул, уже добившийся впечатляющих успехов в производстве и экспорте современных вооружений, сделал громкую заявку на попадание в «высшую лигу» ведущих военно-технических держав мира.
Читать далее

Кибервойны в серой зоне

В феврале 2018 года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, перечисляя глобальные вызовы, выделил и опасность кибервойн. По его мнению, в отличие от того, как начинались войны в прошлом, следующая война может начаться с масштабной кибератаки, которая уничтожит военный потенциал и парализует инфраструктуру противника. Гутерриш призвал страны как можно скорее приступить к серьезному разговору на эту тему. Внимание генерального секретаря ООН к конфликтам в киберпространстве зафиксировало серьезность этой проблемы. Однако если для кого-то предостережение главного международного чиновника и могло показаться чем-то новым, то для специалистов оно совсем не стало откровением. К тому моменту международная дискуссия о военно-политических аспектах информационной безопасности и выработке общих правил шла уже два десятка лет.
Читать далее

Концепция. Постгуманизм

В отличие от гуманизма, признающего за человеком доминирующую роль в иерархии ценностей, философия постгуманизма стремится пересмотреть значение человека. Человек больше не царь природы! 
Читать далее

Больше времени

Психологическое время, специфика временной перспективы – важнейшая категория для анализа социально-политического ландшафта в разных странах и культурах. Интерес к категории времени заметно актуализировался в психологии, социологии и междисциплинарных исследованиях в последние полвека. Это можно объяснить быстрым, порой экспоненциальным развитием технологий, особенно в информационной сфере, растущей сложностью глобального мира, которую надо осваивать и осознавать.
Читать далее

Как «знать»? Что нам уже известно об искусственном интеллекте и еще неизвестно о человеческом

Как и во многих общественно значимых спорах, в отношении развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) мнения людей располагаются на шкале от тотального неприятия и алармизма до слепого энтузиазма. Большинство из опасений носят общественно-социальный характер, будь то вопрос взаимоотношения между государствами и корпорациями в новых условиях, влияние технологий на структуру занятости или последствия стремительного сужения приватной сферы вследствие повсеместного проникновения технологий в повседневную жизнь и прочие издержки «надзорного капитализма» (используя формулировку Шошаны Зубофф). Вместе с тем, важное место в дискуссии об ИИ всегда занимали опасения другого рода – вопрос соотношения человеческого и искусственного интеллектов, а также угроз и возможностей от изменения этого соотношения.
Читать далее