Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Концепция. Постгуманизм

В отличие от гуманизма, признающего за человеком доминирующую роль в иерархии ценностей, философия постгуманизма стремится пересмотреть значение человека. Человек больше не царь природы! 

 

 

Что? Постгуманизм – зонтичный термин для обозначения совокупности теоретических подходов в социальных науках, нацеленных на пересмотр доминирующего (прежде всего в западоцентричной философии) взгляда на отношения человеческой субъектности и не-человеческого. В отличие от гуманизма, признающего за человеком доминирующую роль в иерархии ценностей, философия постгуманизма стремится пересмотреть значение человека. Во многом это стало возможным благодаря растущему влиянию на жизнь технологий, вследствие чего главенствующая роль человека стала подвергаться все большему сомнению. Отдельным направлением внутри постгуманизма выступает трансгуманизм – взгляд, согласно которому люди должны преодолеть свои нынешние физические ограничения, используя последние разработки в области искусственного интеллекта, био- и генной инженерии и т.д.

 

Короче... Человек больше не царь природы! Посгуманизм предлагает отказаться от антропоцентризма как устаревшей и в чем-то вредной «идеологии», видя ключ к более гармоничному будущему в уравнивании людей и не-человеческих субъектов.

 

Пример №1: В русле идей постгуманизма идет пересмотр представлений о праве и того, кто должен быть его субъектами. Сторонники подхода считают, что в нынешнем мире идея «прав человека» недостаточна и должна быть дополнена концептуализацией прав иных агентов и сообществ. Так, технологическое развитие и проникновение алгоритмов в повседневную жизнь поднимает этические и правовые вопросы о статусе роботов. 

Пример №2: Один из наиболее известных примеров использования принципов
постгуманизма в социологии – акторно-сетевая теория Бруно Латура. Он предлагает существенно расширить число рассматриваемых агентов взаимодействия, делая объекты такими же участниками действия, как и людей. По Латуру, любая вещь, вносящая изменения в ход действий агентов, является участником взаимодействия,
а изучение социального не может начаться без тщательной проработки вопроса, кто и что действует.

Кто? Термины «постгуманизм» и «постчеловеческое» (posthuman) ввел в широкий оборот теоретик культуры Ихаб Хассан в 1977 году. Позже его взяли в оборот теоретики феминистского толка, например Донна Харауэй («Манифест киборгов», 1985) или Кэтрин Хейлз («Как мы стали постлюдьми», 1999). В нынешнем тысячелетии идеи постгуманизма нашли отражение в таких философских течениях, как, например, объектно-ориентированная онтология (Грэм Харман) и акторно-сетевая теория (Бруно Латур).

 

Источники

  • Francesca Ferrando Philosophical Posthumanism, 2019.
  • Александр Павлов Философия культуры в постпостмодернизме: критический анализ, 2019.
  • Ignas Kalpokas Algorithmic Governance. Politics and Law in the Post-Human Era,

 

Цитата

«Постдуализм – необходимый шаг в окончательной деконструкции человека. Мы, как общество, можем в конечном итоге преодолеть расизм, сексизм и даже антропоцентризм, но если мы не преодолеем жесткую форму дуалистического мышления, которая допускает иерархические социально-политические конструкции, то возникнут новые формы дискриминации, такие как представление роботов как новых “других”»

Франческо Фернандо

 

 

+ В значительной степени постгуманизм направлен на критику антропоцена – нынешней геологической эпохи, в которой человек и его деятельность рассматриваются как главные факторы климатических, геологических и экологических изменений. В этом смысле постгуманизм направлен на выстраивание такого способа восприятия мира, с помощью которого можно найти решения нынешних (в первую очередь экологических) проблем. Кроме того, постгуманизм предлагает уже сейчас задавать вопросы этического и правового порядка относительно перспективы постепенного стирания границ между человеком и машиной.

Постгуманизм часто критикуется как один из «пост-концептов», который не предлагает альтернативных проектов, ограничиваясь критикой. Идея уравнивания человека и не-человеческого рассматривается как тупиковая ветвь мысли. Кроме того, авторы указывают на то, что, критикуя гуманизм, постгуманизм представляет собой некритическую версию гуманистической западной философии, которая также основывается на идеях прогресса, утопизма и человеческой эмансипации.

= Постгуманизм постулирует необходимость проблематизации человека и его места в стремительно меняющемся мире. Вопросы, которые он предлагает задавать: «что такое быть человеком в XXI веке?», «что такое быть не-человеческим агентом?», «где находится граница между человеческим и не-человеческим?» – уже сейчас не просто относятся к вечным философским разговорам, но требуют серьезного осмысления для того, чтобы лучше адаптироваться к стремительно приближающемуся будущему.

 

Составил Иван Жужгин

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 4 (75), 2022 г., Санкт-Петербург