Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Знаменосцы и фениксы. БПЛА Турции

Автор Денис Федутинов 

Долгое время США и Израиль не просто были лидерами в создании средневысотных беспилотных аппаратов большой продолжительности полета (MALE), но фактически имели дуополию в этой сфере на мировом рынке. Вместе с тем, развитие и распространение технологий позволило целому ряду стран также поставить перед собой и успешно решить задачу выхода на этот рынок со своими собственными решениями. В настоящее время одной из четырех стран, которые практически покрывают потребности всего мира в беспилотных системах MALE-класса, стала Турция.

Интерес к оснащению вооруженных сил Турции современными тяжелыми системами БПЛА проявился в начале 2000-х гг. В военных и политических кругах страны изначально существовало понимание того, что создание собственных решений в этой области, очевидно, будет не быстрым. И чтобы временно закрыть пустующую нишу, на начальном этапе было решено положиться на импорт.

В 2005 г. было подписано соглашение о закупке 10 беспилотников у Израиля. В пакет, в частности, вошли системы Heron. Контракт планировалось завершить в 2008 г. Однако включение в проект турецкой компании Aselsan послужило одной из причин возникновения задержек в исполнении контракта. К намеченному сроку Турция получила только первые два беспилотника. Два года спустя турецко-израильские отношения резко ухудшились на фоне активизировавшегося конфликта активистов движения Free Gaza Movement с Армией обороны Израиля, что не могло не отразиться и на совместной беспилотной программе.

До некоторой степени альтернативой израильским беспилотникам стало применение полученных на условиях аренды американских беспилотных систем Predator. Однако наличие в войсках зарубежных беспилотников не охладило желания Турции реализовать собственный проект в этой сфере, обеспечив национальные Вооруженные силы технологическим решением, не зависящим от политической конъюнктуры.

Первоначально основные надежды турецкого руководства были связаны с разработками авиастроительного концерна Turkish Aerospace Industries (TAI, Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş.). Именно этой фактически государственной компании было поручено создание перспективного турецкого беспилотника TIHA (Turk Insansız Hava Araci – «турецкий беспилотный летательный аппарат»). Позднее новому БПЛА присвоили наименование Anka – по названию волшебной птицы из тюркской мифологии, из-за чего этот беспилотник часто именуют «Феникс».

 

«Феникс» Anka

Внешне БПЛА Anka похож на аппарат Hermes 900 израильской компании Elbit Systems – близкая по очертаниям форма фюзеляжа, прямое крыло большого удлинения, V-образное хвостовое оперение. При этом турецкий беспилотник существенно тяжелее израильского – 1600 кг против 970 кг, но может нести только 200 кг полезной нагрузки.

БПЛА Anka способен выполнять полеты продолжительностью до 24 ч на высотах до 9000 м. Его радиус действия по радиоканалу прямой видимости составляет до 250 км, а при использовании спутникового канала (модификация Anka-S появилась позднее) – практически неограничен. На борту БПЛА размещается оптико-электронная система наблюдения, в дополнение к ней может устанавливаться РЛС с синтезированной апертурой, а также вооружение. В частности, БПЛА способен нести созданные турецкой компанией Roketsan высокоточные корректируемые бомбы MAM-C или боеприпасы MAM-L с лазерной полуактивной системой наведения.

БПЛА Anka

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.