Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Defense News Top 100: снижение прибыли оборонных предприятий США на фоне грядущего сокращения бюджета

Учитывая циклический характер развития рынка вооружений, с чередующимися периодами спада и роста, непросто определить переломный момент – время, когда «бум» сменяется упадком. Но сейчас этот момент, очевидно, наступил.

Только две компании из первой десятки рейтинга 100 самых успешных оборонных предприятий Defense News Top 100 за этот год отмечают увеличение прибыли от оборонных заказов. При этом совокупный доход компаний, входящих в рейтинг, снизился на 1% – до 414,3 млрд долл. (по сравнению с аналогичным показателем за 2010 г., который составлял 418,8 млрд долл.). В рейтинге за прошлый год общий доход вырос более чем на 4%.

Доходы удержались на прежнем уровне благодаря девяти новым компаниям, вошедшим в рейтинг, и незначительному росту доходов зарубежных компаний, которые в среднем увеличились на 4% по обменному курсу в сравнении с показателями за 2010 г.

Падение прибыли – это только начало ожидаемого в ближайшие годы резкого сокращения оборонных расходов США. Как показывает статистика за 2011 г., в ближайшие 10 лет ожидается сокращение бюджетных ассигнований на оборону на 487 млрд долл. согласно Акту о контроле за исполнением бюджета (Budget Control Act), а также запланированное сокращение бюджета почти на 500 млрд долл., которое вступит в силу со 2 января.

В верхних строчках рейтинга сменились лидеры: компания Boeing (№ 2) поднялась на две позиции, потеснив BAE Systems (№ 3) и Northrop Grumman (№ 6). Две отделившиеся компании Huntington Ingalls (№ 13) и ITT Exelis (№ 21) вошли в рейтинг и стали двумя из трёх компаний, впервые попавших в топ-25.

Снижение прибыли компании Northrop почти на 10 млрд долл. отчасти обусловлено прибылью компании Huntington Ingalls в размере 6,6 млрд долл., которые в 2010 г. эта компания изъяла из инвестиций.

Фил Финнеган, директор по анализу рынка вооружений компании Teal Group (Фэрфакс, Вирджиния): «Спад фактически начался, о чём свидетельствует статистика. Ещё одно подтверждение того, что США доминируют в качестве рынка вооружений. Вне всяких сомнений, США являются крупнейшим рынком­ вооружений, и если на этом рынке начинается спад, прибыль крупнейших компаний также начинает снижаться».

Среди первых 14 компаний рейтинга рост прибыли отмечается у двух компаний.

При этом только Lockheed Martin (№ 1) отметила увеличение собственной прибыли во внутренней валюте. Итальянская группа Finmeccanicа (№ 8) при увеличении прибыли в американской валюте 1% имеет снижение общей выручки почти 4%, что компенсируется резким ростом прибыли в европейской валюте 5%.

В целом доллар сдаёт позиции, в то время как средний курс иностранных валют, использовавшийся для составления рейтинга, практически не менялся в 2010 г., а в 2011 г. вырос почти на 4%, что смягчило последствия снижения прибыли.

Группа компаний MBDA, европейский производитель ракетных систем, владельцами которой являются компании BAE, Finmeccanica и EADS (№ 7), с объёмом прибыли 3,98 млрд долл., должна была быть на 22 месте, если рассматривать её как отдельную компанию.

В то время как европейские компании столкнулись с трудностями в финансовой сфере в своих странах, японские компании, среди которых лидирует Kawasaki Heavy Industries (№ 41), отметили рост прибыли благодаря запуску программ вооружений, таких как новый морской патрульный самолёт Р-1, а также благодаря устойчивой позиции йены.

Некоторые российские компании, в том числе «Сухой» и РСК «МиГ», существенно увеличили прибыль за счёт экспорта в страны Африки и Азии, включая Уганду, Вьетнам и Индию.

Согласно рейтингу, самый резкий спад наблюдается у компаний в области наземных систем, особенно это касается участников американской программы по созданию бронетранспортёра с защитой от мин и нападения из засады (MRAP), например компания BAE опустилась в рейтинге на 2 позиции, Oshkosh (№ 18) – на 5 позиций, а Navistar (№ 48) – на 8 позиций.

По мнению экспертов, сокращение военного присутствия США в Ираке значительно ускорило спад рынка.

Предполагаемое сокращение оборонных расходов США

Снижение оборонных расходов США в 2011 г. не было очевидным, если судить по общим показателям расходов министерства обороны США, поскольку по сравнению с 2010 г. затраты выросли на 1,6%. Однако в финансовых отчётах, на которые и ориентируются военные подрядчики, зафиксировано снижение расходов на закупку на 4,2%, а на научно-исследовательскую деятельность и разработки – на 2,8%.

Боб Стивенс, глава компании Lockheed Martin, заявил: «Если рассматривать весь срок пребывания на посту министра обороны Боба Гейтса, он инициировал ряд программ и принятие решений по выполнению заказов, часть из которых затрагивали интересы нашей компании… Мы наблюдали постоянно предпринимаемые меры, направленные на оптимизацию программ или на сокращение дефицита бюджета, или же на участие в программах в рамках всех инициатив по регулированию бюджетного дефицита, и в целом приходим к выводу, что можно ожидать общего снижения расходов на оборону. Мы готовились к такому развитию событий».

В частности, по мнению Джея Хеннига, президента группы компаний Moog (№ 75), производителя космических и оборонных систем, на спад рынка вооружений существенно повлияло отсутствие крупных военных заказов. «Наблюдается отсутствие масштабных программ, находящихся на этапе разработки,– заявил Хенниг, упомянув при этом, что программа „Боевые системы будущего“ (FCS) для армии США была отменена, в то время как многоцелевой ударный истребитель F-35 находится на этапе производства.– Финансирование программы по созданию универсальной ракеты Joint Common Missile было существенно урезано. Куда направляются средства­ на разработку­? Мы этих денег не видим».

Испытывая трудности из-за спада на американском рынке, компания Джея Хеннига рассматривает перспективы выхода на зарубежные рынки. «Доля наших коммерческих предложений за пределами США в настоящее время составляет 50% от всех наших предложений,– говорит Хенниг.– Два года назад на заграничные проекты приходилось лишь 10% от всего объёма наших коммерческих предложений. Ситуа­ция кардинально изменилась».

По словам Стивенса, в следующие 10 лет Lockheed намеревается увеличить прибыль от зарубежных проектов приблизительно на 17–20% и выше. Однако, по словам Финнегана, увеличение расходов на военные заказы за пределами США никак не повлияет на снижение бюджетных ассигнований министерства обороны США. «Обратного хода нет,– заявил он.– Бюджеты европейских стран сокращаются или же находятся под более сильным прессингом, чем бюджет США. При этом производители вооружений стремятся достичь роста прибыли на рынках Азии, Бразилии и в меньшей степени на Ближнем Востоке, но эти рынки не могут компенсировать сокращение крупных бюджетов в развитых странах».

В целом в 2011 г. уровень военных расходов во всём мире оставался практически неизменным. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, наблюдался незначительный рост – 0,3%. В этом показателе учтён двузначный показатель роста военных расходов в Китае, где редко привлекают зарубежные компании для участия в оборонных программах.

Финнеган также заявил: «Европейские производители оказываются под более сильным давлением из-за спада на европейских рынках, что вынуждает их уходить на заграничные рынки. Можете быть уверены, что они намерены ужесточить ценовую политику и процесс передачи технологий. Могут возникнуть определённые трудности, если они попытаются компенсировать ущерб, вызванный сокращением бюджетных ассигнований, уходом на зарубежные рынки».

Производители вооружений уходят в отрасли невоенного назначения

Имея немного возможностей для роста на более развитых рынках вооружений, производители намерены перейти в коммерческий сектор. По мере снижения прибыли от продажи вооружений объём общей прибыли компаний-участниц рейтинга Тop 100 увеличился.

В рейтинге Top 100 за прошлый год, по данным компаний, 32,8% от общей прибыли­ приходилось на оборонные заказы. В нынешнем году этот показатель снизился до 30,8%.

По мнению Байрона Каллана, аналитика компании Capital Alpha Partners, инвесторы критиковали участие оборонных компаний в коммерческих предприятиях, но пока эти компании действовали обдуманно. Он считает: «Никому не удалось сделать что-либо подобное тому, что сумела сделать компания Lockheed в конце 1990-х, когда они участвовали в создании глобальной телекоммуникационной системы. Участие в таких смежных проектах выгодно. Инвесторам это должно нравиться».

По словам Стивенса, компания Lockheed пытается расширить свою коммерческую деятельность в период наблюдающегося спада, но делает это осторожно. «Мы понимаем, в чём наша сила и какие рынки для нас являются основными,– сказал он.– Мы понимаем, как разместить освоенные изделия и услуги на международных рынках. У нас есть интересы на смежных рынках, в частности в сфере безопасности в киберпространстве, энергетике, здравоохранении и т. д.».

Как считает Каллан, наибольший интерес вызывает вопрос, останутся ли на рынке некоторые компании, имеющие важные коммерческие интересы. «Такие компании, как Rockwell Collins (№ 34), Textron (№ 19), уже участвуют в выгодных коммерческих предприятиях невоенного характера,– заявляет он.– Но тогда возникает вопрос к ним: зачем вам сохранять свои позиции в оборонном бизнесе, или вы просто собираетесь пережить трудные времена лучше остальных?»

По мнению экспертов, снижение объёма прибыли в 2011 г. продолжится и в 2012 г. Однако резкое сокращение бюджета в США не ожидается до наступления отчётного­ 2013 г., в котором намечено сокращение оборонных статей бюджета – согласно Акту о контроле за исполнением бюджета, приблизительно на 50 млрд долл. в год от предполагаемого бюджета министерства обороны.

Сокращение численности коалиционных сил в Афганистане, очевидно, также приведёт к снижению военных расходов, чему будут способствовать финансовые неурядицы в Европе в отчётном году.

Но набольший отрицательный эффект будет оказывать автоматическое сокращение бюджета, так называемое секвестирование, которое вступит в силу 2 января (предполагается дополнительное сокращение примерно на 500 млрд долл.). «В то время как наша компания некоторое время назад согласилась с программой по снижению накладных расходов и себестоимости продукции, чтобы скоординировать объём сокращений согласно Акту о контроле за исполнением бюджета, где намечено сократить объём финансирования на 487 млрд долларов в течение 10 лет, на сегодня у нас нет плана по выполнению требований программы секвестирования, которая вступит в силу 2 января,– сказал Стивенс.– Я полагаю, ни у одной компании, работающей­ в военном секторе, нет такого скорректированного плана, так как неясен механизм реа­лизации секвестирования на практике... Такое секвестирование, по моему мнению, приведёт к резкому спаду в оборонном секторе. Мы не будем говорить о незначительном снижении прибыли на пару процентов. Мы будем говорить о кризисе трудовых ресурсов, серь­ёзных проблемах в обеспечении бесперебойности выполнения оборонных программ, о такой среде, где можно ожидать множества требований законной компенсации в случае изменения условий контрактов».

По мнению Хеннига, некоторые приготовления к исполнению программы секвестирования, сделанные в последнюю минуту, могут негативно сказаться в конце 2012 г., поскольку, согласно трудовому законодательству США, компании-работодатели обязаны заблаговременно извещать работников, увольняемых в связи с сокращением производства, за 60–90 дней до увольнения. «Вы можете предположить, что успеете до 1 января, но это не так… Оборонная промышленность серьёзно пострадает»,– считает Хенниг.

В результате рейтинг Top 100 в 2013 г. может выглядеть совершенно по-другому. «Не знаю, сколько компаний будет в этом списке в следующем году,– говорит Каллан.– Думаю, отрасль ожидают некоторые потрясения».

Закари Фрайер-Биггс