Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Рособоронпоставка – эффективная часть единой системы координат размещения ГОЗ

 

4-12-8Размещение Рособоронпоставкой гособоронзаказа (ГОЗ) 2012 года практически завершено. По состоянию на 1 августа 2012 года для нужд Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России и ФСКН России Агентством проведены торги на сумму 71 166,1 млн руб., заключены 594 контракта на сумму 61 897,6 млн руб. По объёму этого года 96% составила номенклатура Минобороны России. Экономия составила 616,8 млн руб.

Размещение государственного заказа в этом году стало новым этапом межведомственного взаимодействия. Опыт 2011 года позволил более эффективно организовать совместную работу при размещении ГОЗ 2012 года на основе сложившегося алгоритма, в первую очередь благодаря согласованию основных подходов к оформлению и комплектности заявок.

Своевременное планирование и размещение ГОЗ напрямую зависит от слаженных и чётко регламентированных совместных действий Рособоронпоставки и ФОИВ – заказчиков по ГОЗ.

В настоящее время в Государственной Думе РФ находятся на рассмотрении два законопроекта – «О федеральной контрактной системе» и «О государственном оборонном заказе», в соответствии с логикой которых этап планирования должен стать определяющим для формирования эффективной закупочной стратегии потребностей госзаказчиков. Собеседник нашего журнала – руководитель Рособоронпоставки Надежда Синикова.

- Надежда Валентиновна, каковы особенности планирования размещения ГОЗ-2012 по номенклатуре Министерства обороны РФ?

- В соответствии с Временным регламентом взаимодействия Министерства обороны РФ и Рособоронпоставки, при размещении ГОЗ план-график – это первый документ, который на начальном этапе определяет процесс предстоящего размещения и основные параметры закупки.

В 2012 году работа велась в тесном контакте с заказывающими органами. Утверждённый график был составлен с учётом без­условного соблюдения порядка проведения процедур с целью их завершения и заключения госконтрактов в установленный постановлением Правительства РФ срок.

Новым этапом в работе с планами-графиками стал совместный приказ Минэкономразвития РФ и Федерального казначейства, который вступил в силу в марте 2012 года. Данный приказ определил форму плана-графика и регламентировал порядок его размещения на официальном сайте в 2012 году в срок до 1 апреля. В результате Рособоронпоставкой при участии заказчиков в кратчайшие сроки была проведена доработка утверждённого плана-графика с целью приведения его в соответствие с указанным приказом. Необходимо отметить, что теперь данный документ содержит дополнительную информацию, передавать которую заказчикам необходимо одновременно с номенклатурой, а именно: коды бюджетной классификации, минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету закупки, и условия финансового обеспечения исполнения контракта (включая размер аванса).

Увеличение объёмов ГОЗ-2013 требует от Агентства уже сегодня активизировать работу со всеми госзаказчиками по передаче планируемой номенклатуры вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. Данная работа призвана обеспечить Рособоронпоставку актуальной информацией о характеристиках выпускаемой продукции, производственном цикле и ценах.

Всё это, с учетом опыта 2012 года и предварительного анализа передаваемой номенклатуры, позволит ведомству достичь максимальной оперативности и планомерности при размещении ГОЗ.

- Возможен ли перенос сроков размещения в условиях централизации ГОЗ?

- Сроки для выполнения отдельных процедур и этапов размещения ГОЗ установлены законом № 94-ФЗ и другими законодательными актами о ГОЗ, и они строго выполняются.

В то же время подача жалобы по любому основанию потенциаль­ным участником торгов приводит к переносу даты торгов. Например, к переносу сроков при размещении ГОЗ могут привести технические ошибки в требованиях к предмету закупки. Мы добиваемся получения необходимых уточнений и внесения исправлений ещё на этапе разработки документации, что позволяет исключить подачу жалоб.

Установление требования к предмету – прерогатива заказчика. Но Агентство осуществляет не просто формальный перенос условий заявок в документацию. Задача Рособоронпоставки – в ходе диалога с заказчиком добиться того, чтобы в документации не содержались несуществующие, неправильные технические требования, чтобы её условия не ограничивали конкуренцию, чтобы содержали положения по срокам, дающим возможность выполнить госконтракт. Наша задача – оперативно донести аргументированные предложения по корректировке и получить обоснованный и такой же оперативный ответ. В 70% случаев требовалась совместная доработка поступивших зая­вок, и такая работа была проведена в очень сжатые сроки. Хочу поблагодарить наших коллег – госзаказчиков: Минобороны, МЧС, ФСКН, ФСБ и ФСИН России за оперативную и чёткую совместную работу.

- В составе заявки, содержащей требование к предмету закупки, заказывающий орган также должен предоставить и технические задания? Насколько урегулирован данный вопрос в плане качества содержащейся информации?

- Наиболее трудоёмкими при осуществлении взаимодействия с заказчиками были вопросы по уточнению технических заданий. Кроме многочисленности, эти вопросы ещё и крайне разнообразны, требуют нешаблонного подхода.

Так, отсутствие в техническом задании указания на необходимую комплектацию или вариант исполнения закупаемого изделия создаёт определенные риски поставки неподходящего изделия либо более дешёвого по завышенной цене. Если вариант комплектации не указывается ни в техническом задании, ни в заявке, тогда становится непонятно, что закупается и по какой цене.

Включение в документацию о торгах несуществующих характеристик закупаемой продукции ведёт либо к несостоявшимся торгам в связи с отсутствием участников, либо к указанию участниками торгов в заявке недостоверных сведений, что ведёт к их отклонению и, в результате, к несостоявшимся торгам. Поэтому корректности устанавливаемых заказчиком требований Агентство уделяет повышенное внимание.

Для нас приоритетным является использование технических условий (ТУ), которые содержат типовой состав сведений о ТТХ изделия, гарантиях производителя, условиях эксплуатации и другие сведения. Применение ТУ удобно и заказчику, и участникам торгов, и аукционным комиссиям, обеспечивает закупку образцов точно в соответствии с потребностями заказчика.

Используемые при размещении ГОЗ технические условия должны быть актуальными, доступными, должны соответствовать ГОСТам, принадлежать Российской Федерации.

- Планируется ли в дальнейшем урегулировать вопрос отсутствия единой информационной базы?

- Да, на уровне Правительства РФ, которому в 2012 году Указом Президента от 07.05.2012 г. № 603 поручено проработать вопрос создания единой информа­ционной базы результатов интеллектуаль­ной деятельности и конструкторской до­ку­ментации на продукцию военного назна­чения, одной из составных частей которой являются ТУ. Исполнителями определены Минобороны РФ и Роспатент. Работа по унификации указанных данных крайне важна для исключения системных ошибок при размещении ГОЗ.

- Удалось ли ведомству выработать алгоритм снижения количества неточностей в документации о торгах?

- Эта работа ведётся совместно с госзаказчиками по двум ключевым направлениям.

С одной стороны, с целью исключения несуществующих требований к предмету закупки и обеспечения конкуренции активно используется реестр предметов снабжения, формируемый на основе информации потенциальных исполнителей ГОЗ. Используются получаемые от Рособоронзаказа реестры: лицензий, госконтрактов, единственных поставщиков, а также данные и информация из многочисленных открытых источников.

С другой стороны, Рособоронпоставкой организовано «массовое» взаимодействие с предприятиями ОПК. Его результатом стало формирование информационной базы ТТХ, производственных циклов, цен в отношении более 8000 образцов от более 700 предприятий.

- В части формирования обоснований начальной максимальной цены контракта (НМЦК) – существуют ли возможности её корректировки?

- Еще раз отмечу, что установление требований к предмету, в том числе определение НМЦК,– сфера ответственности заказчиков. Однако Рособоронпоставка проводит мониторинг уровня применяемых заказ­чиком цен. При возможном завышении (занижении) предлагаются корректировки.

В части серийных образцов ВВТ (вооружения и военной техники) Правительством внесены изменения в правила формирования НМЦК. Это означает дополнительный анализ используемых источников информации о ценах и соблюдение обязательной последовательности их применения. В то же время практика контролирующих и судебных органов смещается в сторону ужесточения требований к обоснованию НМЦК, поэтому необходима совместная доработка типовой формы обоснования. Благодаря совместным усилиям ведомств на финальном этапе размещения ГОЗ-2012 всё чаще обоснования НМЦК не требовали корректировки.

- НМЦК – «камень раздора» госзаказчиков и промышленности. В чём ещё причины несостоявшихся торгов?

- Основная причина отказа предприятий от участия в торгах – заниженная, по мнению предприятий, НМЦК. Для рынка несовершенной конкуренции и, тем более, единственного исполнителя это критично, так как закупка может не состояться вообще.

Почти всегда низкая цена связана с предоставлением некачественных калькуляционных материалов. С одной стороны, это зона ответственности поставщика. С другой стороны, это требует от заказчика принятия действенных мер по получению полных и качественных калькуляционных ма­те­риалов.

Имеются также случаи несостоявшихся торгов по изделиям с фактическим единственным исполнителем, не включённым в реестр единственных поставщиков Рос­оборонзаказа. Единственные поставщики не вышли на торги в 19 случаях, 65% гос­контрактов заключены по результатам торгов с одним участником. Встаёт вопрос о необходимости включения таких предприятий в реестр единственных поставщиков российских ВВТ, что позволит исключить эту проблему.

Также отмечу, что существует необходимость урегулирования вопроса установления требований к участникам размещения заказа. Завышенные лицензионные требования ограничивают конкуренцию и могут стать причиной несостоявшихся торгов.

Хочу подчеркнуть, что все не устранённые нарушения законодательства, ошибки, несуществующие, завышенные требования, попавшие в документацию о торгах,– это риск жалоб, отмены торгов, административных санкций, срыва сроков размещения ГОЗ. И только совместные с заказчиком скоординированные и свое­временные действия позволят формировать качественные требования к предмету закупки.

Всё это является безусловным основанием для повышения эффективности совместной с заказчиками работы.

- Решающий этап размещения заказов – заключение контрактов. Каков результат этой работы в 2012 году? Происходит ли срыв сроков на этом этапе?

- По номенклатуре Минобороны РФ по состоянию на 1 августа 2012 г. заключено 360 контрактов, в том числе с такими крупными предприятиями, как Судострои­тельный завод «Северная верфь», ЗАО «Новосибирский патронный завод», ПО «Электроприбор», 61-й Бронетанковый ремонтный завод. По согласованию двух ведомств, в личном кабинете на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» дорабатывается функционал по выгрузке государственных контрактов, заключённых по результатам открытых аукционов,– из личного кабинета Рособоронпоставки непосредственно в личный кабинет Минобо­роны РФ.

По номенклатуре других ФОИВ – государственных заказчиков заключены 234 контракта.

Анализ результатов заключения контрактов показывает, что основная часть увеличения сроков заключения контрактов вызвана действиями самих участников размещения заказов. Со стороны Рособоронпоставки нарушения не допускаются. Все госконтракты подписываются в срок.

- Каковы причины разногласий при подписании госконтрактов?

- Основной причиной является предоставление участниками обеспечений исполнения контрактов, не соответствующих требованиям законодательства. Так, более 60% банковских гарантий, поступивших в Рособоронпоставку в 2012 году, не соответствовали требованиям закона, а в 7% случаев выдача гарантии банком вообще не была подтверждена.

Более чем в 60% случаев установлено несоответствие поручителей требованиям закона. Участниками представлялись документы о наличии у поручителей соответствующих уровня прибыли, основных средств и капитала. В действительности оказывалось, что эти документы сфальсифицированы, а предприятия-по­ру­чители являются «фирмами-одно­дне­вками», сдающими «нулевую» отчётность.

Следует отметить, что вступившим в силу 23 июля 2012 г. Федеральным законом № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“» данный вид обеспечения исключён законодателем из перечня возможных способов обеспечения исполнения контрактов.

Законодательство о размещении заказов не допускает возможности заклю­чения контрактов с ненадлежащим обеспечением, но и не предусматривает процедур и сроков согласования их условий. В результате случаи, связанные с процедурой направления и согласования разногласий по обеспечениям, влекут за собой увеличение установленных сроков заключения контрактов.

- Поступали ли от участников размещения заказов жалобы на действия Рособоронпоставки?

- За 2012 год в Рособоронзаказ поступило 37 жалоб участников размещения заказов на действия и акты Рособоронпоставки. Основная часть возникших споров оказалась вызвана ошибками и нарушениями, допущенными самими участниками размещения заказов.

По результатам рассмотрения Рособоронзаказом жалоб, отмечу следующее: из общего количества утверждённой Рособоронпоставкой документации было обжаловано чуть больше 3% документации, а в части работы комиссий обжалованию подвергся лишь 1% протоколов комиссий. При этом из общего количества поступивших жалоб частично обоснованной признана только одна жалоба.

Несмотря на то что Рособоронзаказом при рассмотрении данных жалоб подтверждена позиция Рособоронпоставки, они становились причиной приостановления торгов и, как следствие, увеличения сроков размещения ГОЗ.

Более того, ошибки и нарушения, допущенные участниками, привели к тому, что из общего числа рассмотренных в 2012 году заявок отклонено 16%, не состоялось 56 про­цедур торгов. Значительные усилия нами направляются на профилактику ошибок и нарушений участников, необходимую разъяснительную работу­.

На официальном сайте Рособоронпо­ста­вки и в СМИ размещаются разъяснения по порядку подготовки заявок­, статьи с об­зором и анализом типичных оши­бок, влекущих отказ в допуске к участию в торгах.

5 июля 2012 г. Рособоронпоставка провела первый семинар-обучение для руководителей и специалистов предприятий – поставщиков товаров по ГОЗ. В его работе приняли участие представители 98 предприятий ОПК. В рамках данного проекта обозначены основные ошибки и нарушения участников торгов, даны практические рекомендации, как их избежать, представлены образцы необходимых документов. По мнению участников семинара, проведение подобных тематических мероприятий крайне необходимо, так как у предприятий ОПК много вопросов вызывает именно правовая сторона размещения ГОЗ. Такие семинары будут регулярными и, как мы рассчитываем, приведут к сокращению числа ошибок и связанных с ними негативных последствий для заказчиков.

Сегодня могу с уверенностью сказать, что в ведомстве ведётся активная работа по подготовке к размещению ГОЗ 2013 года, по формированию эффективной закупочной стратегии. Объединив наши усилия с государственными заказчиками, Рособоронпоставка станет эффективной частью единой системы координат размещения ГОЗ.