Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Гарантия вместо кредита

Неблагоприятная ситуация в макроэкономике заставляет предприятия искать альтернативу кредитованию. Вариантом решения проблемы могут выступать банковские гарантии. Данный банковский продукт подразделяется на ряд разновидностей. Например, это могут быть гарантии выполнения подрядного контракта, гарантии на авансы, предоставляемые по госконтрактам, или гарантии обеспечения заявки на тендер.

Особый случай

В последнее время со стороны регулирующих органов и законодателей возрос интерес к такому финансовому инструменту, как банковские гарантии. В частности, начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Демидова выступила с идеей разработать типовую форму банковской гарантии. Возможно, это предложение будет включено в предлагаемые ведомством поправки в ФЗ №44.

Со своей стороны премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, в котором сформулирован механизм реструктуризации долгов по гарантиям. Согласно документу, госзаказчик получает возможность заключить соглашение с банком на 12 месяцев, в течение которых сумма долга будет выплачиваться ежемесячно равными долями без начисления неустойки.

Данная актуализация интереса имеет простое объяснение. Из-за кризисных явлений в российской экономике процентные ставки по кредитам для юридических лиц выросли почти до заградительного уровня. Согласно статистике Банка России, рынок кредитования предприятий по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года потерял 40% сделок.

И как отмечают эксперты Агентства кредитных гарантий, сегодня банки-партнеры сместили приоритеты кредитования в сторону краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств, закрытие кассовых разрывов и беззалоговых гарантий по ФЗ №44 и ФЗ №223.

«Сейчас, когда кредитные ресурсы стоят дорого, получение банковской гарантии является хорошей альтернативой для того, чтобы использовать предоплату либо участвовать в госконтрактах, – уточняет Директор инвестиционной компании Volga Capital Станислав Машагин. – Банковская гарантия в кризисное время имеет свойство заменять кредитование».

Кстати, данный инструмент содержит плюсы не только для заемщиков. В кризис он крайне интересен и для испытывающих острый дефицит ликвидности кредиторов, поскольку позволяет обходиться без «живых» денег.

Суть дела

Напомним ФЗ №44. По закону о контрактной системе победитель конкурса на госзакупку обязан внести обеспечение. Кроме прочего, таковым может выступать банковская гарантия – от 10 до 30% стоимости контракта.
Сегодня банковские гарантии для госзакупок в реальном секторе экономики (в том числе и в ОПК) имеют право выдавать порядка 350 российских банков. Обычно данная услуга входит в лимитируемый пакет по кредитованию. «В рамках расширения сотрудничества с группой компаний ОАО “Челябинский трубопрокатный завод” банк расширил совокупный кредитный лимит, открытый на организацию, до 1,5 млрд рублей, – говорится, например, в свежем релизе банка “Интеркоммерц”. – Средства могут быть направлены на финансирование документарных сделок группы, факторинговых операций, предоставление банковских гарантий».

«Простыми словами, гарантия – это финансовый документ, который вы предоставите в качестве обеспечения заявки на участие или для обеспечения исполнения обязательств по контракту, – поясняют в компании “Тендер-Финанс”. – То есть, это официальный бланк, в котором указываются наименование финансового учреждения и сумма гарантии; в ней должны быть прописаны условия ее использования и другие необходимые сведения».

Кстати, в 2014 году закон о контрактной системе дополнился еще одним требованием к банковской гарантии. Это наличие информации о гарантии в едином реестре гарантий. Если это требование будет нарушено, то заказчик не вправе принимать такую гарантию.

Нужно больше конкуренции

Между тем, кризис ударил и по данной сфере финансовых услуг. Если летом минувшего года комиссия составляла 1–5% от суммы обеспечения контракта, то в декабре – январе нынешнего года она выросла до 15–20%.
Но перечисленные сложности могут быть решены за счет расширения круга оказывающих данную услугу банков. В том числе и банков без участия госкапитала.

Более того, сегодня Центробанк видит определенную угрозу в чрезмерном засилье банков с госучастием во всех сегментах отечественного рынка финансовых услуг. «С начала 2006 года по 2015 год доля пяти крупнейших банков (а это именно банки с государственным капиталом) в совокупных активах увеличилась с 43,8 до 53,7%, – констатирует президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. – Причем процесс роста их доли имеет и объективную (доверие клиентов, отдача от масштаба бизнеса, доступ на внешние финансовые рынки), и субъективную природу, а именно: неравные условия доступа к разного рода ресурсам».

Но концентрация активов – это и концентрация рисков. И по словам банкира, данная ситуация вызывает у Банка России определенное беспокойство. То есть, регулятор ищет пути, как, с одной стороны, расширить круг банков, работающих на рынке гарантий, а с другой – объяснить потенциальным пользователям плюсы услуги.

Рустам Финогенов