Алексей Лихачев, Росатом: «Нам нужны в атомной промышленности десятки тысяч человек <…> 30-35 тысяч - это наша потребность в кадрах до 2030 года»

О внедрении и развитии цифровых технологий в Арктике

На полях ПМЭФ обсудили внедрение цифровых технологий в Арктике. Эксперты из области телекоммуникаций и представители арктических регионов говорили о значимости коммуникаций и связи для населения территорий, текущих и перспективных проектах, состоянии отрасли цифровых технологий и ее перспективах в обозримом будущем.

 

Дискуссию открыл Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Николай Корчунов. По прошествии года председательства России в Арктическом Совете установился приоритет на устойчивое развитие региона, которое предполагает в том числе и развитие телекоммуникаций как основного фактора, повышающего качество жизни и благосостояние населения. Телекоммуникации расширяют доступ к получению государственных услуг и здравоохранению в труднодоступных частях региона.

«Задача обеспечить связь в Арктике непроста, поскольку приходится покрывать огромные расстояния. Для решения этой задачи необходимо эффективное сотрудничество государства с частным сектором, принципы корпоративной ответственности. Пример – Норникель в 2018 году проложил оптоволоконный кабель из Нового Уренгоя в Норильск, в 2019 году Ямал-СПГ построил линию связи длинной в 420км, обеспечив местное население скоростным интернетом», – заявил Корчунов.

Необходимость в качественной связи и интернет-соединении продиктована и тем, что мир входит в четвертую промышленную революцию. Возникает необходимость в цифровом пространстве для нормальной работы умных технологий. Также цифровые технологии нужны для эффективной работы Северного морского пути (СМП), на который возлагаются большие надежды.

Для обеспечения СМП спутниковой связью на всей протяженности пути потребуются значительные усилия. По оценкам ФГУП «Космическая связь», максимальная нагрузка пути составит 200-250 судов единовременно, все они должны быть обеспечены связью. В перспективе на СМП планируется развивать безэкипажное судовождение, требующее большее количество трафика и обратный канал связи для передачи данных. По прогнозам компании, в ближайшие 5-7 лет больше 20 таких судов на СМП ходить не будут, однако необходимо работать на перспективу.

Обсудили и проблему цифрового неравенства. По мнению Корчунова, проблема вызвана отсутствием рынка, поскольку компаниям невыгодно покрывать связью малонаселенные районы. Решением проблемы могут стать глобальные проекты по развитию спутниковых систем, среди них Starlink, OneWeb. Другие арктические страны тоже вовлечены в процесс, Норвегия разрабатывает проект высокоэллиптических спутников связи, обеспечением региона связью заняты Канада, США. Арктика становится регионом телекоммуникационного развития. Среди российских инициатив Посол назвал «Полярный Экспресс», проект «1440» по линии Мегафона, проект «Сфера», которые лягут в основу цифровой инфраструктуры, в которой будут работать умные машины будущего.

«Полярный экспресс» – это подводная волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) общей длинной 12650 км (10 береговых станций), которая соединит Мурманск и Владивосток по кратчайшему маршруту между Европой и Азией. Проект призван стать альтернативой спутниковой связи в северных широтах. По завершению предполагается интегрировать Экспресс в международную сеть подводных кабелей, через которые сегодня проходит 98% интернет-трафика.

По словам Генерального директора ФГУП «Морсвязьспутник» Андрея Куропятникова, первый участок будет завершен в четвертом квартале 2022. Проект предполагает постройку 6 пар оптических волокон: 2 для организации прямой связи на магистральном участке «Мурманск – Владивосток», 2 для органзиации 4 независимых ответвлений к Амдерме, Диксону, Тикси, Певеку, Анадыри, Петропавловску-Камчатскому и Южносахалинску, и 2 для организации магистрального резерва для дальнейшего развития сети. Проект планируется завершить в 2026 году.

В рамках проекта «Сфера» Роскосмос, как и норвежские коллеги, разрабатывает высокоэллиптические спутники системы «Экспресс-РВ». 4 спутника системы будут регулярно проходить над полюсами, что предполагает возможность охватить полярные зоны севернее 79-го градуса широты. «Экспресс-РВ» улучшит качество приема связи в местах со сложным рельефом. По планам запуск спутников состоятся в конце 2025 года. Кроме «Экспресс-РВ» ведется работа над проектом СКИФ – это среднеорбитальная группировка из 12 спутников, которые должны обеспечить высокоскоростной интернет, в том числе и для Арктики. Проект планируется завершить в 2030 году, до тех пор альтернативы геостационарной спутниковой связи не ожидается.

В то же время стоит понимать, что из-за проблемы цифрового неравенства нельзя использовать один подход во всех арктических областях. «Арктика Арктике – рознь», – замечает директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО Ростелеком Александр Логинов. В качестве примера он приводит некоторые результаты проекта по устранению цифрового неравенства, возглавляемого минцифрой, в котором Ростелеком – основной исполнитель. В рамках проекта в Мурманской области было построено 4 широкополосных точки доступа, в Архангельской – свыше 100. При этом Мурманская область сегодня – одна из лидеров по широкополосному доступу по оптике в домохозяйствах.

Наряду с оптикой спутниковая связь должна стать одним из решений проблем телекоммуникации в Арктике. Так считает генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин:

«Космическая связь – это единственный источник связи и интернета в крайних широтах, на площади в 4,5 миллиона квадратных км. 80% территории РФ можно покрыть только при помощи спутниковой связи, в то же время свыше 90% населения в Арктической зоне, 98,5% имеют цифровое телевидение. Специфика Арктики в том, что постоянно проживающее население имеет доступ к сети, а территория на 90% не охвачена связью».

Потребности Арктики в спутниковой связи оцениваются в 30000 человек, постоянно проживающих в малонаселенных пунктах. Однако это не конечное число пользователей, поскольку сейчас активно идет процесс освоения Арктики и люди, вовлеченные в него, прежде всего геологи, научные сотрудники и участники экспедиций могут быть обеспечены связью только за счет спутниковой связи.

Часть дискуссии посвятили развитию почтовых услуг и услуг доставки в Арктических районах. Заместитель генерального директора по логистике АО «Почта России» Сергей Сергушев заявил, что более 2 тысяч отделений работают в Арктической зоне, обслуживая порядка 10 млн человек. Все отделения оснащены доступом к корпоративной системе обмена данных. Однако, учитывая все сложности и особенности региона с точки зрения логистики, Почта России осознает, что для обеспечения населения труднодоступных районов более полным объемом услуг требуется внедрять беспилотные средства доставки.

Так, в 2022 году планируется запустить проект и внедрить вертолетные системы, в 2023 году в эксплуатацию планируется ввести конвертопланы. Для покрытия больших дистанций около 1000 км ожидается использование машин самолетного типа, а для городов проект предусматривает использование мультироторных аппаратов. В рамках проекта по беспилотной аэродоставке грузов Почта России выделила 4 приоритетных региона, климатические и метеоусловия которых считаются сложными, два из них находятся в Арктической зоне Планируется запустить 7 маршрутов на Ямале, 21 – на Чукотке. Почта России декларирует для программы следующие цели:

  1. Увеличение скорости логистики в 2 раза к 2025 году;
  2. Увеличение объема грузопотока в 11 раз к 2030 году;
  3. Снижение стоимости логистических сервисов в 1,8 раз к 2035 году.

Помимо доставки отправлений в труднодоступные регионы проект преследует цель поиска наиболее оптимальных систем для доставки грузов с целью дальнейшей стандартизации использования беспилотных средств.

Работу беспилотников в Арктике также планируется осуществлять за счет спутниковой связи. По словам Волина, в сумме потребности в спутниковой связи в Акртике составят 5000 МГц. Это порядка 100 транспондеров, и действующие на сегодняшний день спутниковые группировки «Космической связи» и «Газпрома», 7 и 3 спутника соответственно, позволяют закрыть потребности Арктики до 2030 года.

Проследить развитие телекоммуникаций в Арктических областях России можно на примере Якутии. На конференции регион представил министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Якутии Анатолий Семенов. Он рассказал, что в 2012 году схема организации связи в Республике Саха формировалась за счет радиорелейных линий и спутниковой связи, но за десять лет ситуация кардинально изменилась, теперь большая часть охвата осуществляется за счет волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). За десятилетний период 363 населенных пункта были подключены к сети ВОЛС, в них проживают 90,95% населения, планируется подключить все районные центры до 2025 года. 480 населенных пунктов Якутии покрыты сотовой связью, из них 85,13% имеют доступ к 4G.

В перспективе Якутия может сыграть важную роль в подключении других отдаленных районов к ВОЛС, на данный момент через нее подключен Магадан, ожидается подключение Чукотки, севера Хабаровского Края и СМП.

Тем не менее в Республике сохраняются и проблемы – наряду с низкой плотностью населения, в некоторых частях республики частично отсутствуют электроэнергия, коммуникации и дороги. Для таких районов обеспечение связью также имеет критическое значение. В Республике есть населенные пункты, куда оптоволокно не придет никогда, поэтому там решением проблемы останется спутниковая связь.

«Именно в отдаленных малонаселенных пунктах существует большая потребность в связи, поскольку другой альтернативы получать некоторые государственные услуги или образование нет», – говорит Семенов.

Подводя итоги, участники дискуссии назвали ключевые проблемы развития телекоммуникаций в арктической зоне:

  1. Стабильность связи и покрытие спутниковой связью;
  2. Узкий период строительного сезона для прокладывания коммуникаций;
  3. Недостаток источников информации для оценки процессов, происходящий в Арктике;
  4. Недостаток людских и материальных ресурсов;
  5. Отсутствие рынка и диспропорция между необходимым трафиком и количеством населения;
  6. Технологические ограничения.

 

По материалам дискуссии на ПМЭФ

Партнеры