13 апреля прошло совещание по вопросам развития Арктической зоны России, на котором были обозначены инициативы и планы по развитию региона. Президент поручил уже в этом году начать строительство Северного широтного хода (СШХ).
Ранее вокруг проекта СШХ возникла дискуссия. РЖД настаивала на начале строительства, а вице-премьер Марат Хуснуллин предлагал его отложить.
За скорейшую реализацию проекта СШХ выступил член РГО Сергей Сигачев.
По словам эксперта, Северный хиротный ход не просто удешевит снабжение и укоротит путь грузов, но и избавит нефтегазовую отрасль от рисков арктического мореплавания и позволит всю сырьевую логистику перенаправить на внутренние ж/д пути. «А в будущем это позволит перевести на внутренние сухопутные сообщения и полиметаллы Норильского региона, в случае продолжения СШХ дальше, до Енисея и Дудинки», - говорит Сигачев.
Возросшая значимость СШХ связана с тем, что он помогает разгрузить Восточный полигон, обеспечивая вывоз углеводородов с Ямала и не загружая Транссиб, а также соединяет магистраль с Петербургом и Мурманском коротким путем, в обход Москвы. Это принципиально важно с учетом переориентации экспортных ресурсов России на восток.
Председатель госкомиссии по вопросам развития Арктики Юрий Трутнев отметил, что на текущий момент в Арктике реализуется более 460 проектов, а объем инвестиций превышает 1,3 трлн руб. Он также рассказал о сложностях в реализации проектов, с которыми столкнулась Комиссия после «недружественных» санкционных мер. В частности, это увеличение стоимость привлекаемых заимствований. Трутнев предложил субсидировать процентные ставки по проектам и выделить на финансирование проектов в 2022 году 5,9 млрд рублей.
Трутнев отметил, что Северный морской путь (СМП) «сшивает» российский Север, поскольку он позволяет завозить необходимые материалы для строительства арктических проектов, транспортировать сырьё и готовую продукцию.
«Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора. Основной объём перевозки по Северному морскому пути до 2024 года должны обеспечить четыре компании: «НОВАТЭК», «Газпромнефть», «Роснефть» и «Северная звезда», - поделился Трутнев. Он также добавил, что при выполнении этими компаниями планов объём перевозки по СМП до 2030 года превысит 200 млн тонн.
По словам председателя госкомиссии, с 2025 года планируется запуск регулярной транзитной линии в акватории Северного морского пути, что позволит увеличить объём международного транзита к 2030 году до 30 млн тонн.
Трутнев прогнозирует, что общий прирост валового продукта от арктических проектов до 2035 года составит более 30 трлн рублей, а прирост налоговых поступлений достигнет 13 трлн рублей.
Однако такие оптимистичные прогнозы в нынешних условиях могут вызывать некоторые сомнения.