Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Авиация. ГПВ 2011–2020

Автор Андрей Фролов

Государственная программа вооружений (ГПВ) – это основной документ, задающий планку технологических решений на долгосрочную перспективу, которые надо реализовывать в промышленности для сохранения способности производить ВиВТ, а также определяющий количество закупаемых и модернизируемых вооружений, финансирование разработок новых типов оружия на длительный срок, обеспечивающих решение задач Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями.

Государственная программа вооружений на период до 2020 года (ГПВ-2020) была принята 31 декабря 2010 года, исполнение ее началось с 1 января 2011 года. Объем финансирования ГПВ по линии Министерства обороны России составил 19 трлн руб. в ценах 2010 года. На ВВС предполагалось выделить 4,7 трлн руб., или 24% от ГПВ-2020.

На сегодня известны цифры только по планируемым закупкам авиационной техники и средств ПВО. По словам тогда еще премьер-министра Владимира Путина, в рамках ГПВ-2020 для Вооруженных сил России должно быть закуплено 1500 новых самолетов и вертолетов и 200 новых систем ПВО. В итоге доля современной авиатехники должна составить в ВВС 80%, а в ПВО – 75%. Отметим, что согласно ГПВ-2015 планировалось закупить 1000 «боевых комплексов фронтовой и тактической авиации». С учетом закупленных в 2007–2009 годах самолетов и вертолетов, а также планов на 2010 год, уже понятно, что не менее половины новой авиатехники, которая будет закуплена в рамках ГПВ-2020, составит «переходящий остаток» от ГПВ-2015.

Отметим, что с учетом закрытости самого документа данные оценки основаны на высказываниях представителей Министерства обороны России, ОПК России, руководителей страны. Также следует отметить, что ГПВ-2020 оказалась в реальности весьма «гибкой» в части реализации, что было вызвано комплексом причин – как технических, так и политико-экономических. Например, к первым можно отнести «сдвиг вправо» закупок истребителя Су-57 (Т-50), ко вторым – смену руководства Министерства обороны, введение санкций 2014 года, наступление финансово-экономического кризиса в России и начало боевых действий в Сирии. Это повлекло к отказу от программы закупки военно-транспортного самолета Ан-70 и фактическому сворачиванию производства самолетов Ан-148 и Ан-140 или возобновлению программы создания легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Кроме того, часть программ были включены в ГПВ-2020 явно уже после ее утверждения, но определить это достоверно не представляется возможным. Также определенную сложность вызывает и задержка в принятии новой ГПВ (изначально должна была действовать с 2016 на период до 2025 года, в итоге принята только в текущем году до 2027 года). Поэтому затруднительно отнести тот или иной контракт к конкретной ГПВ – многие оценки в период 2010–2015 годов были сделаны исходя из срока принятия новой ГПВ-2025 до начала 2016 года, но затем это четкое деление явно усложнилось. Здесь мы будем рассматривать только технику нового производства для ВКС России без учета иных силовых ведомств, кроме того, не включаем в рассмотрение БЛА и модернизированные образцы.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.