Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Эволюция ракет семейства Х-59. От советских тактических ракет до оружия истребителей пятого поколения

Выступая на Коллегии Министерства обороны России 25 мая 2018 года, глава военного ведомства Сергей Шойгу заявил, что проходившие с 21 по 23 марта боевые испытания в Сирии два новейших истребителя пятого поколения Су-57 применяли перспективные авиационные крылатые ракеты оперативно-тактического назначения Х-59МК2.

Позднее, эта ракета была замечена под крылом бомбардировщика Су-34 из состава российской группировки ВКС в Сирии.

 

Рассмотрим, эволюцию тактических авиационных ракет семейства Х-59 и что известно о её новейшей модификации Х-59МК2, применённой в Сирии. 

Разработка тактической авиационной ракеты Х-59 "Овод" была начала ещё в 1972 году в МКБ "Радуга". Целью создания ракеты было радикальное повышение точности поражения целей и дальности пуска по сравнению с высокоточными ракетами "воздух-поверхность", что позволяло бы успешно поражать важные цели противника без входа или с минимальным заходом в зону поражения вражеских зенитно-ракетных комплексов. В 1981 году ракета Х-59 была принята на вооружение бомбардировщика Су-24М. Позднее ракета была принята в состав вооружения истребителя-бомбардировщика Су-17М4.

Х-59 была оснащена двухступенчатым твердотопливным ракетным двигателем и комбинированной системой наведения - инерциальной на основном участке полёта и  телевизионно-командной системой наведения, начинающегося при подлёте к цели на расстояние 5-10 км. Принцип действия данной системы состоит в следующем. Перед пуском в прицельно-навигационный комплекс самолёта вводятся предполагаемые координаты цели. После пуска ракеты и отделения стартовой ступени двигателя  между самолётом-носителем и ракетой устанавливается двухсторонняя линия связи. При этом контейнер с аппаратурой командного наведения имел два набора антенн - в носовой и хвостовой части, что не ограничивало самолёт-носитель в манёвре после пуска.

В район цели ракета движется по данным инерциальной навигационной системы (ИНС), а при достижении дальности в 5-10 километров до предполагаемого нахождения цели, активируется телевизионно-командная система наведения. По линии связи ракета транслирует на экран штурмана-оператора изображение, полученное телевизионной головкой  наведения ракеты, по которому оператор выполняет поиск и распознавание цели. После обнаружения и распознавания цели оператор наводит на получаемом телевизионном изображении подвижное перекрестие на силуэт цели и производит захват цели. По полученной с самолёта команде, головка наведения ракеты производит захват цели и ракета переходит на самонаведение. Недостатком ракеты был двухступенчатый твердотопливный двигатель, существенно ограничивающий дальность полёта - у Х-59 она составляла всего 45 километров. Тем не менее, ракета имела высочайшую точность наведения, обеспечивая попадание в круг радиусом 1.5 метра (при условии хорошей видимости) и была одной из наиболее совершенных советских авиационных ракет "воздух-поверхность".   

В середине 1980-х Х-59 была существенно модернизирована. Новая модификация получила обозначение Х-59М "Овод-М". На Х-59М вместо твердотопливного двигателя был установлен малогабаритный турбореактивный двигатель. Это позволило увеличить дальность пуска до 115-120 (по разным данным) километров и увеличить массу боевой части в 2 раза - до 320 килограмм. Х-59М могла осуществлять полёт на предельно-малых высотах в режиме огибания рельефа местности на высоте от 50 метров (до 7 метров при полёте над уровнем моря). Скорость ракеты Х-59М составляет 850-1000 километров в час.

Производство ракет было начато Смоленским авиационным заводом, однако уже в начале 1990-х практически полностью прекратилось, в связи с экономическим кризисом того времени и прекращением финансирования. Другой ключевой проблемой стал разрыв производственных связей с предприятиями, оставшимися после распада СССР в других государствах. В частности, ключевой элемент ракеты - телевизионная головка самонаведения и командная система управления изготавливались НПО "Текон" во Львове. В результате, после распада СССР, российские ВВС получили недостаточное количество ракет Х-59 и Х-59М. По этой причине эти ракеты крайне мало применялись в различных локальных конфликтах. В частности, известно лишь о нескольких единичных пусках в ходе Первой Чеченской кампании. При этом в ВВС России рассматривали и рассматривают данную ракету, как очень важное оружие. В 2007-2011 годах Россия выкупила у Украины порядка 140 ракет Х-59М, что составило практически весь запас данных ракет в украинских арсеналах, без учёта неисправных ракет и с истекшими сроками хранения. 

После стабилизации экономической ситуации в стране и увеличение финансирования вооружённых сил, продолжились работы по совершенствованию ракеты Х-59. В конце двухтысячных годов были представлены новые модификации ракеты Х-59 - Х-59МК и Х-59МК2, первой ракеты с таким индексом. На данных модификациях ракет Х-59 благодаря ещё более экономичному турбореактивному двигателю удалось довести дальность полёта до 295 км. Х-59МК (другое название - Х-59А) - противокорабельная ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения.  Х-59МК2 - тактическая ракета, предназначенная для поражения наземных целей с системой наведения в виде ИНС, дополненной спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС и оптико-электронной головкой самонаведения на конечном участке. Также была создана модификация Х-59М2 с трансляционно-командной системой наведения, но обладающей существенно лучшими характеристиками, чем Х-59М и способной применяться в любых условиях дня и ночи, а также сложных метеоусловиях. Ракеты семейства Х-59МК созданы как часть арсенала современных самолётов ВВС России поколения 4+4++, таких как Су-34, Су-35, Су-30СММиГ-29СМТ, МиГ-29К и пр. 

Данные ракеты активно поставляются на экспорт. В частности, в последние годы Китаю было поставлено свыше Х-59МК. По неподтверждённым данным, данная ракета находится на вооружении полков российской морской авиации, оснащённых истребителями-бомбардировщиками Су-30СМ. Также неоднократно данная ракета была замечена под крыльями различных новейших самолётов строевых частей ВВС России, в частности Су-35С. 

На авиасалоне МАКС-2015 была представлена новая, кардинально изменённая версия ракеты Х-59 - Х-59МК2, что создало некоторую путаницу, т.к. ракета с таким индексом уже была представлена ранее. Новая Х-59МК2 представляет собой современную авиационную тактическую ракету. Ракета имеет характерные очертания с сечением близким к квадратной форме, а также складные крылья достаточно большого удлинения и по своему облику радикально отличается от всех предшествующих ракет семейства Х-59. Такой весьма специфический облик ракеты объясняется двумя основными причинами - снижение эффективной отражающей поверхности ракеты, с целью сделать её малозаметной в радиолокационном диапазоне и минимизации объёма для размещения во внутренних отсеках вооружения перспективного истребителя пятого поколения Су-57. 

Известно, что новейшая российская авиационная крылатая ракета имеет инерциальную навигационную систему, дополненную системой спутниковой навигации и оптическую корреляционную систему наведения на конечном участке. Эта система сравнивает получаемое оптической головкой наведения изображение с "заложенным" в память ракеты изображением цели для точного наведения. Ракета полностью "автономна" после пуска и позволяет реализовать принцип "выстрелил-забыл". В рекламных проспектах заявленная дальность полёта Х-59МК2 составляет 300 километров. Однако, стоит заметить, что дальность полёта в 300 км пишется в рекламных проспектах практически для всех российских крылатых ракет,которые поставляются или предлагаются на экспорт, т.к. 300 км - это максимальная дальность полёта крылатых ракет, разрешаемых для поставок на экспорт по договору о "Режиме контроля за ракетами и ракетными технологиями". Версии различных крылатых ракет для российских вооружённых сил имеют всегда значительно большую дальность. "Российская" версия ракеты Х-59МК2 на данный момент оценивается в 400 и более километров. 

Масса Х-59МК2 составляет около 770 килограмм, что позволяет современным тактическим самолётам нести по несколько таких ракет. Предполагается, что истребитель пятого поколения Су-57 максимально может нести до 4 ракет Х-59МК2 - по две в каждом из двух внутренних отсеков вооружения. 

Стоит заметить, что ранее многие ресурсы и СМИ выражали скептическое отношение к данной ракете, полагая, что "квадратная" Х-59МК2 останется не более чем проектом. Однако пуски данной ракеты в Сирии с истребителей Су-57, а также наличие её под крыльями Су-34 однозначно свидетельствует, что данная ракета находится на завершающей стадии испытаний и в скором времени будет принята на вооружение.

Появление в ВВС России данной ракеты позволит ликвидировать отставание от НАТО в области создания авиационных боеприпасов подобного класса.  Х-59МК2 является полным аналогом американской тактической ракеты AGM-158 "JASSM" и франко-британской крылатой ракеты SCALP"Storm Shadow". Х-59МК2 благодаря низкой массе и малым габаритам позволяет наносить массированные ракетные удары по противнику достаточно малыми силами авиации, осуществляя пуски далеко за пределами зоны поражения современных ЗРК. При этом отражение такого удара или поражение значительной части ракет возможно только при наличии очень развитой и современной системы ПВО.

Павел Румянцев 

"Новый оборонный заказ"