На МАКС-2021 представили GY-500 - российский БПЛА уникальной схемы разработки ООО «Научно-инженерная компания» («НИК»). Важным отличием от множества инициативных проектов в области малой авиации, традиционного выставляемых на МАКСе, является то, что GY-500 уже выполняет полеты и проходит испытания.
Читайте нас на: | ![]() |
![]() |
![]() |
На выставке представлен первый летный образец, выполненный в базовой грузовой конфигурации, ведется постройка второго «сельскохозяйственного» борта.
GY-500 является автожиром. При этой схеме подъемную силу создает свободно вращающийся под действием набегающего потока воздуха винт. В отличие от вертолета, винт GY-500 не раскручивается принудительно силовой установкой, и потому нет необходимости компенсировать крутящий момент хвостовым винтом. Это в значительной степени упрощает конструкцию машины: редуктор несущего винта вертолета – сложный механизм, выход его из строя часто становится причиной аварий и катастроф вертолетов.
Автожиры не способны взлетать вертикально, и делают это с небольшим разбегом, но зато могут почти вертикально садиться; не могут зависать, но имеют меньший расход топлива, чем вертолет, и способны уверенно летать на предельно малых скоростях.
Именно эти преимущества планируют использовать создатели: одной из потенциальных основных областей применения – сельское хозяйство, поскольку такие задачи как обработка полей с воздуха требуют высокой точности полета на сверхмалых скоростях и высотах. Кроме того, GY-500 планируют использовать как грузовой БПЛА (доставка грузов массой до 200 кг) и как БПЛА гражданской «разведки» различного назначения (поисково-спасательный, экологический мониторинг, ликвидация ЧП и т.д.).
Потенциально заявляется и возможность использовать GY-500 в борьбы с БПЛА, но для этого необходимо размещение специальной полезной нагрузки и интерес соответствующих структур и ведомств. Пока машина оптимизирована для гражданских заказчиков. Любопытно, что в качестве двигателя выбран Rotax 912ULS, использующий автомобильный бензин.
Кроме GY-500 ООО «НИК» представило на выставке сверхлегкий двухместный самолет Sigma-7. Самолет предназначен для индивидуального использования, буксируется за автомобилем на небольшом прицепе, хранится со сложенными крыльями в обычном гараже. В данный момент машина проходит европейскую сертификацию.
Александр Ермаков
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
Пятнадцатый Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 пройдёт в городе Жуковский Московской области с 20 по 25 июля 2021 года. Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» является официальным информационным партнером авиасалона МАКС-2021. Следите за новостями авиасалона на сайте в специальном разделе. Стенд журнала на МАКС-2021 - D3-C10.