Шах и мат черным конем

Главной премьерой прошедшего в конце июля в подмосковном Жуковском авиасалона МАКС-2021, без сомнения, стал новый легкий истребитель пятого поколения Сухой «Checkmate».

 

 

 

Бал дебютантки

Развернутая перед открытием авиасалона пресс-службой Ростеха кампания в соцсетях имеет в отечественном ВПК мало равных. Когда стало ясно, что речь идет о премьере истребителя, интерес любителей авиации и профильных специалистов был прикован намертво – новые боевые самолеты появляются редко, тем более в исполнении одного из ведущих в мире производителей. Словно не желая отвлекать внимание от премьеры, остальные новинки МАКС-2021 носили в большинстве гражданский характер. Хотя дело здесь, конечно, в формирующихся специализациях главных российских выставок: МАКС сосредоточен на гражданской продукции, военная представлена в основном экспортными вариантами, а форум «Армия» посвящен военным продуктам, причем и для внутреннего рынка.

Но на этот раз МАКС предоставил площадку для одной из важнейших премьер этого года в области военной авиации. Официально представленный 20 июля публике Сухой ЛТС («Легкий тактический самолет» – формальное название программы) с международным маркетинговым именем «Checkmate» и неофициальным, неутвержденным индексом Су-75 оказался поистине уникальной машиной. Что же известно на текущий момент?

Сухой «Checkmate» – однодвигательный истребитель с треугольным крылом и V-образным хвостовым оперением. Две цельноповоротные поверхности, установленные под углом, выполняют одновременно роль и горизонтального, и вертикального оперения, такая компоновка снижает радиолокационную заметность.

Важнейшим преимуществом с точки зрения стоимости разработки, производства и эксплуатации стала унификация с Су-57 по двигателю – на серийные «Checkmate» должен устанавливаться двигатель «второго этапа» для Су-57, известный так же как «тип 30», сейчас он только проходит испытания. Сопло двигателя круглое, управляемое, с применением мер снижения заметности.

Большое внимание привлекла такая необычная для российского истребителя деталь, как подфюзеляжный воздухозаборник, судя по форме, относящийся к так называемым безотводным (DSI). Этот тип считается самым прогрессивным, снижающим радиолокационную заметность, вес и упрощающим конструкцию. К небольшим минусам можно отнести то, что порой самолеты с DSI имеют несколько меньшую максимальную скорость из-за оптимизации воздухозаборника к работе на более распространенных режимах.

Озвучена часть летных характеристик:

  • максимальная скорость до 1,8 скорости звука;
  • дальность до 2800 км (без ПТБ, возможно размещение дополнительных баков, как под крылом, так и во внутренних отсеках вооружения);
  • перегрузки до 8g.

Вооружение размещается в трех внутрифюзеляжных отсеках – двух передних под одну ракету «воздух-воздух» каждый и центральном, способном вместить либо три ракеты «воздух-воздух», либо две бомбы или ракеты «воздух-земля» (на выставочном образце в отсеке были размещены ракеты Х-38МЛ и «Гром-1»). Заявлена широкая номенклатура доступных средств поражения, вероятно, соответствующая номенклатуре Су-57. По подкрыльевым узлам подвески вооружения нет конкретики, но такая опция предусмотрена.

Отдельно упомянута на презентации опция размещения пушки в отсеке вооружения и неуправляемые средства поражения (бомбы, реактивные снаряды) в арсенале – для «экономного» поражения наземных целей в простых условиях. Общая масса полезной нагрузки заявлена до 7400 кг. Таким образом, по вооружению «Checkmate» почти не уступает значительно более тяжелому F-35: типовая нагрузка во внутренних отсеках американского истребителя – также две ракеты «воздух-воздух» плюс две бомбы/ракеты «воздух-земля», общая масса полезной нагрузки – до 8160 кг.

 

Уже есть якорный заказчик на «Checkmate», для него истребитель и делаем

Юрий Борисов, заместитель председателя Правительства РФ

 

Базовая версия истребителя одноместная, но заложена возможность создания двухместной версии и беспилотного/опционально-пилотируемого варианта, который будет способен действовать в одном строю с пилотируемыми Су-57 и Су-75 в качестве «верного ведомого» («Loyal Wingman») – это чрезвычайно популярная сейчас концепция развития боевой авиации. К слову, после авиасалона МАКС источники в ВПК в очередной раз сообщили ТАСС о планах разработки двухместной, «командирской» версии Су-57.

Первый полет «Checkmate» запланирован на 2023 год, его должен совершить именно представленный на выставке образец, разумеется, после доукомплектования и наземных испытаний. Выпуск еще нескольких опытных образцов запланирован на 2024–2025 годы, готовность к серии – на 2026–2027.

Чистое поле

Такой самолет действительно нужен, причем чем раньше, тем лучше. Дело в том, что на мировом рынке почти пустует традиционная и большая ниша легкого истребителя. Во второй половине периода холодной войны сформировалось представление об идеальном составе ВВС – из легкого и массового истребителя и более тяжелой «элитной» машины. «Золотым стандартом» можно считать американскую пару: двухдвигательный F-15 и однодвигательный F-16, так как машины были в значительной части унифицированы, в том числе по ключевому компоненту эксплуатации – двигателю. Однодвигательный вариант при этом был намного дешевле, даже не столько при покупке, сколько в эксплуатации.

В СССР по ряду внутриэкономических и технических причин и Су-27 и МиГ-29 были созданы двухдвигательными и без унификации друг с другом, что, возможно, косвенно ударило по развитию «МиГовского» семейства. Представители этого семейства значительно реже поставляются на экспорт и почти отсутствуют на вооружении ВКС России. Китай, учитывая американский и советский опыт, создал с российской помощью однодвигательный J-10 с высокой унификацией с семейством Су-27/J-11/16, в том числе по двигателю.

С пятым поколением традиция была нарушена. Единственной страной, имеющей на вооружении два истребителя пятого поколения, стали США, но второй истребитель – F-35 – был создан с большим временным разрывом после F-22 и оказался мало с ним связан. Кроме того, требования военных сделали истребитель далеко не легким и не дешевым. Программы в других странах, способных потянуть разработку только одного истребителя, сосредоточились на создании двухдвигательных машин (подробнее см. НОЗС №3 (68), 2021).

 

Можем обещать, особенно нашим традиционным партнерам – это не только покупка, но и участие в самом проекте: в программах его модернизации, адаптации, послепродажного технического обслуживания на территории страны-заказчика, в том числе, даже в программах производства

Юрий Слюсарь, глава Объединенной авиастроительной корпорации

 

В России сложилась уникальная ситуация, когда, основываясь на опыте разработки Су-57, можно было непосредственно за ним создать однодвигательный, максимально унифицированный (а значит, более простой, дешевый и быстрый в создании, производстве и эксплуатации) истребитель. Многие компоненты его могут либо заимствоваться (в этой области важно не забывать о программном обеспечении), либо масштабироваться (например, БРЛС с АФАР с уменьшенным количеством модулей).

Таким образом, «Checkmate» может продвигаться на рынок и как отдельная машина, и как часть пакетного предложения с Су-57 для состоятельных покупателей – в этом случае действует эффект синергии, оба самолета не конкурируют, а усиливают позиции друг друга. Конкурентов такому предложению на рынке просто нет. F-35 дешевле разве что наиболее дорогих западных истребителей, а его покупка часто сопровождается политическими обязательствами – разрыв контракта с Турцией стал показательным примером. Даже близким союзникам F-35 готовы продавать только с задержками, например, контрактам с арабскими монархиями залива открыто противодействует Израиль. Китайские истребители JF-17 и шведские JAS-39 скромно представлены на рынке и вряд ли могут рассчитывать на широкий успех в долгосрочной перспективе. США продолжают предлагать небогатым союзникам модернизированные версии F-16, но в большинстве своем эти страны и так не купили бы российское оружие по политическим причинам.

Соответственно, для «Checkmate» открывается широкий рынок стран Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и растущий рынок Африки. По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, в бизнес-плане на первые 15 лет стоит выпуск 300 истребителей. В рекламных материалах отдельно упоминались как заинтересованные страны Вьетнам, Индия, Пакистан, Аргентина. Особое место занимают ОАЭ, вероятные партнеры и возможные заказчики «Checkmate».

Без сомнения, он найдет место и в ВКС России. Сухой ЛТС остро необходим в качестве массового дополнения к Су-57, который никак не сможет заменить все истребители 4 поколения, состоящие на вооружении.

 

Генеральный директор Инжинирингового центра прототипирования высокой сложности «Кинетика», создатель фирменного стиля самолета Sukhoi Superjet 100, автор дизайна российских космических кораблей и искусственных спутников Владимир Пирожков:

– В «Checkmate» заложено неожиданное взаимодействие плавных и очень резких форм. Воздухозаборник под фюзеляжем выглядит брутально, возможно, это даже хорошо. Так воплощается новая эстетика авиации. При этом Су-57 и «Checkmate» выглядят как отец и сын, они принадлежат к одному бренду, и эта семейственность чувствуется. Над чем стоит поработать, так это над конфликтом между гранеными и плавными очертаниями. Это мое главное сомнение как дизайнера.

Но есть и другой момент: каким бы ни сделали «Checkmate», он все равно будет модным, просто потому, что он новый и единственный в своем роде. Презентация была организована профессионально, хоть и немного наигранно. Мировое сообщество должно отреагировать хорошо уже потому, что на рынке появился новый игрок в таком эксклюзивном сегменте.

 

Автор - Александр Ермаков

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№5 (70), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры