«Шахматы» Сухого – только факты

Главной премьерой авиасалона МАКС-2021 без сомнения стал легкий истребитель пятого поколения Сухой ЛТС «Checkmate» («Шах и мат»). Пожалуй, такого громкого события на выставках в Жуковском, приковавшего внимание всего мира еще на стадии предварительной медийной «накачки», припомнить трудно. Однако мы постараемся отвлечься от умелого маркетинга и аккумулировать информацию по самолету.

Читайте нас на:  

Официальное название программы – ЛТС – «Легкий тактический самолет». Международное рекламное название – «Checkmate». Разработчик – ОКБ «Сухого» – богато использовал технологический задел, полученный при создании ПАК ФА/Су-57. 

Представленный на выставке образец имел бортовой номер 75. Отвечая в ходе презентации на вопрос, заместитель главного конструктора А.С. Булатов подтвердил, что таким образом новый проект связывается с Су-57, и демонстрируется, что ЛТС «дополняет его». Однако говорить о присвоении ему индекса Су-75 рано. В конце-концов, надо помнить, что индекс в ВКС России присваивают военные, и есть много примеров, когда «рекламный» и «строевой» индексы не совпадали (Су-35 рекламировавшиеся в 90-х в ВВС называли Су-27М; Су-34 до сих пор предлагается на экспорт как Су-32 и т.д.).

ЛТС оснащен треугольным крылом нормальной стреловидности, с V-образным хвостовым оперением, выполняющим функции одновременно и горизонтального, и вертикального оперения. Такое решение снижает радиолокационную заметность.

Самолет оснащен одним крупным двигателем высокой мощности с круглым соплом и управляемым вектором тяги – вероятно перспективным двигателем «второго этапа» для Су-57, «тип 30». Унификация по двигателю со старшей, тяжелой машиной является крайне важным фактором, упрощающим как испытания и производство, так и потенциальную эксплуатацию в ВКС России. Воздухозаборник подфюзеляжный, такое конструктивное решение вызвало большой интерес из-за достаточно необычного для современного отечественного истребителя вида.

На выставке представлен одноместный образец, однако заявлено, что планируется создание и двухместной модификации (по запросу потенциальных заказчиков), также ведутся работы над беспилотной модификацией. «Верный ведомый» –продвинутый БПЛА, способный действовать в одном боевом строю с истребителями – крайне важная и, если можно так выразиться, «модная» тематика сегодня. Рассматривается возможность создания и палубной модификации, но как и в случае со «спаркой», по запросу потенциального заказчика.

Заявленные характеристики ЛТС:

- Максимальная скорость до 1.8 скоростей звука, «длительный сверхзвуковой полет» (это означает отсутствие бесфорсажного сверхзвука, иначе бы о нем объявили. Впрочем, это естественно для однодвигательной машины)
- Дальность более 2800 км (без подвесных баков)
- Перегрузки до 8 G
- Взлетная масса до 18 тонн (возможно нормальная, а не максимальная)
- Масса полезной нагрузки до 7400 кг

Самолет оснащен тремя внутренними отсеками вооружения: двумя небольшими, по бокам кабины, для одной ракеты «воздух-воздух» каждый, и основным в центроплане, между основными стойками шасси, либо для трех ракет «воздух-воздух», либо для двух крупных средств поражения наземных целей. Номенклатура вооружения – широчайшая, заявлена аналогичной Су-57. Возможна установка пушечных контейнеров во внутренних отсеках вооружения (уникальная особенность проекта, у F-35B/C пушечный контейнер подвесной, под фюзеляжем снаружи).

Самолет планируется оснащать радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), оптиколокационной станцией, «широким спектром средств пассивного обнаружения» и средствами радиолокационного противодействия.

Кроме вышеперечисленного важнейшим преимуществом проекта является экономический аспект: в качестве целевых назывались стоимость истребителя в $30 млн, относительно низкая стоимость летного часа. Хотя эти цифры могут вызывать некоторое недоверие, можно констатировать, что на мировом рынке огромный дефицит продвинутых легких истребителей вообще, а легкие истребители пятого поколения не только отсутствуют, но и не просматриваются в ближайшее время (F-35 – однодвигательный, но не легкий, это самолет незначительно легче Су-27).

Программа ЛТС ведется Ростехом на инициативной основе, однако ожидается оказание поддержки со стороны государства. На текущий момент проект, скорее, ориентирован на экспорт.

К потенциальным партнерам стоит отнести ОАЭ, Вьетнам, Индию, Пакистан, Аргентину, страны Африки. Ростех оценивает целевые показатели продаж в мире в 300 машин на ближайшие два десятилетия. Первый полет ЛТС планируется на 2023 год, его после доукомплектации и наземных испытаний осуществит образец, выставленный на МАКСе. Готовность к серийным поставкам запланирована на 2026-27 годы.

 

Александр Ермаков

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 


Пятнадцатый Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 пройдёт в городе Жуковский Московской области с 20 по 25 июля 2021 года. Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» является официальным информационным партнером авиасалона МАКС-2021. Следите за новостями авиасалона на сайте в специальном разделе. Стенд журнала на МАКС-2021 - D3-C10.

 

Партнеры