Из-за санкций более 2 тыс. полетов в 2022 году были совершены на самолетах, укомплектованных запчастями с истекшим сроком эксплуатации, заявили в Ространснадзоре. Крупные авиакомпании заявляют, что у них такого не бывает из-за возможности припарковать самолеты в ожидании поставок комплектующих. Эксперты считают, что ситуация с комплектующими в дальнейшем будет только усугубляться и особенно актуальным становится тщательная проверка флота.
В 2022 году Ространснадзор выявил более 2 тыс. полетов, в ходе которых на самолетах использовались запчасти и компоненты с истекшим сроком годности, рассказывает «Коммерсантъ» со ссылкой на заявление руководителя службы Виктора Басаргина на комитете по транспорту Госдумы 16 мая. По словам Басаргина, внеплановые проверки нескольких сотен авиапредприятий, в том числе крупнейших, показали, что в компаниях, эксплуатирующих западную технику, «отмечаются дефицит комплектующих изделий, проблемы с поставками расходных материалов».
При этом, дефицит пока не сказался на безопасности пассажиров. В частности, Басаргин заявил, что гражданская авиация РФ «выполняет свою задачу по бесперебойной доставке пассажиров» и обратил внимание на то, что Межгосударственный авиационный комитет (МАК) счел безопасность полетов в РФ в 2022 году на самом высоком уровне как минимум с 2018 года.
Глава Ространснадзора отметил, что дефицит комплектующих связан с их повышенной стоимостью и увеличением сроков доставки. В частности, срок увеличился с 3-7 дней (в среднем до санкций) до 60–120 дней, а некоторые изделия оказалось невозможно завезти.
Собеседники «Коммерсанта» в крупных авиакомпаниях отрицают использование запчастей с истекшим сроком годности. Так, в «Аэрофлоте» заявили о обеспеченности запчастями для «бесперебойной и надежной эксплуатации воздушного парка». В компании заверили, что запчасти проходят строгий входной контроль на предмет соответствия требованиям качества, истории происхождения и имеют необходимые сертификаты.
Эксперты полагают, что крупные перевозчики находятся в более выгодном положении, чем небольшие авиакомпании, потому что могут припарковать самолеты, а не летать с просроченными запчастями. В этой ситуации особенно сложное положение у компаний с небольшими авиапарками.
Проблема поддержания летной годности иностранных судов в РФ стоит остро и будет усугубляться, утверждают эксперты. Решением может стать только полное импортозамещение за счет новых российских самолетов. В отсутствие таких самолетов особую актуальность приобретает предотвращение высокой аварийности за счет наладки строгого контроля отрасли со стороны государства.
Ранее The New York Times рассказывал о высокой доли нарушений санкционного режима, из-за чего значительные объемы компонентов иностранных производителей самолетов продолжают поступать в Россию.
Источник — Коммерсантъ