Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Куда прилетели в 2022 году?

 

Российская авиация — одна из наиболее пострадавших в результате антироссийских санкций отраслей в 2022 году. Рассматриваем вызовы и достижения для отрасли по итогам года.

 

 

С начала российского наступления на территорию Украины, авиационная отрасль РФ столкнулась с давлением западных стран. Большое количество стран закрыло воздушное пространство для российских воздушных суден. Уже через четыре дня после начала наступления Росавиация опубликовала список из 37 стран и территорий, ограничивших полеты с Россией. После двух лет пандемии, когда международные авиаперевозки только начали восстанавливаться, эта волна ограничений стала сильным ударом.

В первые дни наступления Евросоюз запретил экспорт в Россию товаров и технологий, использующихся в авиационной и космической индустрии. Под запрет попало оказание любых страховых услуг, а также услуг по ремонту, модификации, устранению дефектов в отношении европейских самолетов в России. Постановление предусматривало запрет на заключение новых контрактов, а поставки по соглашениям, достигнутым  до 26 февраля, предписывалось закрыть до 28 марта.

Отношения с Россией разорвали два гиганта в авиапроизводстве — Airbus и Boeing. В марте компании объявили о приостановке обслуживания и технической поддержки российских самолетов, а также о прекращении поставки запчастей в страну. Кроме того, обе компании отказались от поставок из России титана, крупнейшим производителем которого является РФ.

Наконец, «в связи с осложнением обстановки вокруг ситуации на Украине» была приостановлена работа 11 российских аэропортов на юге России. Сначала ограничить работу аэропортов планировалось до 2 марта, но позже срок был продлен до конца года. Потери пассажиропотока могут составить до 19 млн человек.

В этих условиях главным достижением является продолжение полетов. По итогам года отечественные авиакомпании перевезут 94-96 млн пассажиров, что является не таким значительным разрывом по сравнению с прошлым годом (111 млн человек). Сохранение авиаперевозок стало возможным, в том числе, благодаря беспрецедентной господдержек — авиакомпании получили больше 100 млрд руб., а закрытые аэропорты получали антикризисные субсидии.

Несмотря на трех- и пятикратный рост цен на запчасти, вызванный необходимостью закупать их через неофициальные каналы, российские компании продолжают находить способы обеспечить себя необходимыми комплектующими.

Кроме того, закрытие воздушного пространства странами Запада не помешало перевыполнить план по международному пассажиропотоку — российские авиакомпании в 2022 году перевезут около 16 млн человек вместо ожидаемых 10 млн. Проблемой остается двойная регистрация российских самолетов, «дебермудизация» которых (т.е вывод из реестра Бермудских островов, на которых они были зарегистрированы) также стояла на повестке российских авиакомпаний в этом году. В результате более 200 самолетов были выведены из реестра Бермудских островов.

Источник — Пристегните ремни