Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Новую модификацию “Грача” испытают в ближайшее время

В ближайшее время Военно-Космические силы России намерены приступить к испытаниям новой модификации легендарного "Грача" - Су-25СМ3. Штурмовик Су-25, получивший прозвище "Грач", является поистине легендарным самолётом.

Созданный в конце 70-х годов этот самолёт открыл новую эпоху в истории штурмовой авиации - простой, надёжный, неприхотливый в эксплуатации, обладающей огромной боевой живучестью. Именно эти самолёты вынесли на себе всю тяжесть воздушной войны в Афганистане, при этом за 8 лет было потеряно всего 23 машины - рекордно низкий показатель, на порядок меньший чем среди любых других применявшихся в Афганистане ударных самолётов. Су-25 были основными "рабочими лошадками"  российской авиации в войнах в Таджикистане, Чечне и Южной Осетии, вновь демонстрируя огромную боевую живучесть и отменные ударные возможности.

Вместе с тем, данные штурмовики обладали и рядом существенных недостатков, заключавшихся в первую очередь в крайне несовершенном, и можно сказать, примитивном комплексе бортового радиоэлектронного оборудования, совершенно не позволяющим действовать ночью, а также в сложных метеоусловиях. Кроме того, данный штурмовик создавался для выполнения функций своеобразной "летающей артиллерии", а основное вооружение включало в себя свободнопадающие бомбы и неуправляемые авиационные ракеты, что вынуждало выполнять атаки с пикирования и достаточно низких высот, заходя в зону эффективной ПВО противника, в частности переносных-зенитно ракетных комплексов (ПЗРК) и зенитной артиллерии. Это явилось одной из главных причин относительно высоких потерь самолётов данного типа в ходе войны в Южной Осетии, несмотря на то, что 3 потерянных штурмовика были сбиты "дружественным огнём", ещё 6 машин получили серьёзные повреждения от огня противника. По этой же причине, а также в результате крайне низкой подготовки лётчиков и организации боевого применения авиации, украинские ВВС понесли огромные потери в войне на Востоке Украины, в 2014 году, потеряв 5 самолётов Су-25, что составило практически половину боеспособных самолётов украинских ВВС.

В середине 2000-х годов появилась модификация Су-25СМ, и начиная с 2008 года, началась массовая модернизация Су-25 в данный вариант. Модернизация заключается в оснащении самолётов новым комплексом бортового вооружения, установки в кабине лётчика индикатора на лобовом стекле, а также замены "стрелочных" приборов на многофункциональные дисплеи. В результате модернизации Су-25 получил возможность эффективных действий ночью и в сложных метеоусловиях, а также появилась возможность "полноценно" применять высокоточное оружие. На данный момент до варианта Су-25СМ и более совершенного Су-25СМ2 модернизировано порядка 100 Су-25 ВКС России.

В настоящий момент готовится к контрольным испытаниям последняя модификация штурмовика - Су-25СМ3. В данном варианте самолёт получил новые высокоточные прицельные системы, комплекс бортовой обороны "Витебск-25", существенно расширилась номенклатура применяемых образцов высокоточного оружия. Также по имеющимся сведениям Су-25СМ3 получит возможность эффективной борьбы с танками противника. По всей видимости, в состав вооружения самолёта будут входить противотанковые ракеты "Вихрь" и перспективные противотанковые авиационные ракеты "Гермес" с активными радиолокационными головками самонаведения (по имеющимся сведениям данные ракеты приняты на снабжение ВКС России).

До 2020 года планируется модернизировать 40 самолётов в данный вариант. Учитывая, что в составе ВКС России имеется 14 штурмовых эскадрилий, можно будет говорить о полной модернизации всех Су-25. Предполагается, что Су-25 будут служить в российской авиации как минимум до начала 2030-х годов.

Павел Румянцев

По материалам "РИА Новости"