Приближение «Грома»

Беспилотник «Гром» существует пока в виде макета и концепции. В августе 2021 года начато эскизное проектирование, в ходе которого облик будущего боевого робота будет уточняться, но уже сейчас заявлена уникальная возможность нового БПЛА: управлять роем из десяти ударных малогабаритных дронов «Молния», с помощью которых возможен прорыв современной ПВО и удар даже по самым защищенным целям.

Разработку перспективного ударного беспилотника ведет группа компаний «Кронштадт». «Гром» выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет форму, обеспечивающую летательному аппарату минимальную радиолокационную заметность в большинстве ракурсов. Подобно истребителям пятого поколения БПЛА, часть боевой нагрузки «Гром» несет во внутреннем отсеке вооружения. Это могут быть обычные свободнопадающие бомбы разных калибров, управляемые ракеты Х-38 класса «воздух-земля», а также управляемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500.

Масса боевой нагрузки ударного «Грома» составит не менее 1300 кг, что достаточно серьезно для аппарата со взлетной массой легкого истребителя.

 

Тактико-технические характеристики БПЛА «Гром»:

  • Длина – 13,8 м
  • Размах крыла – 10 м
  • Высота – 3,8 м
  • Масса взлетная – 7000 кг
  • Масса полезной нагрузки – 1300 кг
  • Максимальная скорость – 1000 км/ч
  • Крейсерская скорость – 800 км/ч
  • Дальность действия – 800 км
  • Практический потолок – 12 000 м

 

Удаленная война

Один из наиболее эффективных сценариев боевого применения беспилотников типа «Гром» – ударные операции с прорывом ПВО противника. Уже сейчас их можно отнести к классике применения беспилотников. Неоспоримый плюс таких операций – сохранение жизни пилотов обычных ударных самолетов. Почему это важно? Кроме гуманитарных оснований, есть и меркантильные причины: стоимость подготовки пилота бомбардировщика или штурмовика порой сопоставима со стоимостью самолета и точно выше, чем цена ударного дрона. А потери профессиональных летчиков, конечно, влияют на моральный дух воюющей армии.

Ударные операции с участием дронов могут напоминать компьютерную игру: где-то вдали от линии фронта за штурвалом сидит пилот-оператор, который и управляет беспилотником. Самые современные аппараты позволяют оператору находиться за несколько тысяч километров от зоны боевых действий – спутниковая связь обеспечит передачу изображения и параметров полета от дрона к оператору, а потом передаст команду на применение оружия от оператора к дрону. 

Конечно, летательный аппарат должен быть в значительной степени автоматизирован – при выполнении рутинных операций участие пилота-оператора вовсе не обязательно, даже пассажирские лайнеры большую часть пути летят под управлением автопилота. Но при достижении цели либо любом изменении информационного поля вокруг аппарата пилот-оператор приступает к работе.

В классической ситуации, которая уже много лет как реализована в концепции американских контртеррористических операций, работает сочетание разведывательной и ударной функций. Сначала происходит разведка и идентификация цели, затем с дрона по цели наносится удар управляемым оружием – корректируемой авиабомбой или ракетой класса «воздух-земля». Если у противника нет полноценной ПВО или же ее легко подавить, все выглядит просто и эффективно.

 

Атака дронов

Совсем другую картину мы видим, когда у противника есть мощная система противовоздушной обороны. Здесь важно не столько наличие современных комплексов, сколько продуманная и управляемая организация эшелонированной обороны. Ведь у Саудовской Аравии в 2019–2020 годах были на вооружении вполне современные «Пэтриоты», и Армения применяла С-300, но практика показала, что ни та ни другая сторона не были готовы к современным беспилотным атакам.

В войне будущего, к которой готовится «Гром» с роем малогабаритных «Молний», успех ударной операции весьма вероятен. Операторы смогут руководить атакой с самолета дальнего дозора и управления типа А-100 «Премьер». Ударные дроны «Гром» атакуют систему обороны противника первым эшелоном, его задача – вскрыть и уничтожить установки ПВО. Часть «Громов» будет вести разведку и обеспечивать информационное освещение всей операции, в то время как другая группа подавит все каналы связи на территории противника и, изобразив несколько ложных налетов, главным ударом ликвидирует командные центры ПВО.

Несколько ударных «Громов» с десятками «Молний» скоординированными действиями способны расчистить путь тяжелым самолетам, уничтожая ставшие неуправляемыми и слепыми пусковые установки зенитных комплексов противника. После этого в бой вступят основные силы авиации: пилотируемые самолеты и тяжелые БПЛА типа «Охотник». Это вполне реальный сценарий будущей атаки дронов.

 

Ближе к реальности

Но пока «Гром» существует только как макет и концепция. В текущем году начато его эскизное проектирование, и можно предположить, что в 2022–2023 годах работы над ударным дроном выйдут на стадию технического проекта, а к 2025 году можно будет увидеть первый прототип нового беспилотника в воздухе. Прогнозы – дело неблагодарное, но вполне может сложиться так, что при повышенном интересе заказчика – Министерства обороны России – проект будет реализован в сжатые сроки.

Вероятно, два-три года уйдут на всесторонние испытания и опытную эксплуатацию нового вида техники. Потребуется не только отработка тактики самих беспилотников, но и координация совместных боевых действий с роем малых дронов «Молния», а также с другими дронами и пилотируемыми самолетами. Сейчас такого опыта нет ни у одной армии в мире. Необходимо будет создать и отработать не только системы управления, но и полностью автоматизированные режимы работы мини-дронов. Именно автономность обеспечивает быстродействие техники. В мгновенно меняющейся обстановке человек-оператор будет проигрывать искусственному интеллекту в скорости принятия решений.

Предполагается, что «Гром» будет применяться во взаимодействии с пилотируемыми истребителями типов Су-35, Су-57, бомбардировщиками Су-34 и обеспечивать подавление средств противовоздушной обороны противника. Вероятно, появятся и специализированные модификации «Грома» – например, для постановки помех или для радиоэлектронной борьбы. Наверняка, будет также возможен и обмен информацией между всеми летательными аппаратами – пилотируемыми и беспилотными. В этом и заключается главная особенность воздушной войны будущего: сетецентричность и единое информационное пространство обеспечивают победу в будущих высокотехнологичных конфликтах.

 

Автор - Дмитрий Корнев

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 6 (71), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры