Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Новая планирующая управляемая авиабомба «Гром»

Как стало известно, Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) создана авиационная управляемая бомба «Гром». 

Бомба активно проходит лётные испытания и в скором времени должна быть принята на вооружение. 

 

 

Появились первые подробности о конструкции бомбы, ее устройстве и принципе действия. 

В последние годы Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» ведёт активные работы по созданию управляемых авиационных боеприпасов нового поколения — управляемых авиабомб, тактических крылатых ракет и т. д. О том, что корпорацией создаётся новое семейство планирующих авиабомб «Гром» стало известно несколько лет назад, однако подробные характеристики были озвучены лишь недавно.  

Официально новая бомба называется «Управляемый комплекс ракетно-бомбового вооружения модульного принципа построения» и получила индекс 9-А-7759. Бомба состоит имеет несколько вариантов исполнения за счёт высокой модульности конструкции.

Основными модулями управляемой бомбы «Гром» являются:

  • боевая часть;
  • модуль системы наведения;  
  • модуль двигательной установки. 

За счёт того, что большая дальность полёта планирующей бомбы обеспечивается запасом скорости и высоты при отделении от носителя, нет необходимости в задействовании мощной и сложной силовой установки. А следовательно, возможно «отдать» под боевую часть значительную часть объёма и массы боеприпаса. Что характеристики «Грома» и наглядно демонстрируют.

В первом представленном варианте «Грома» масса боевой части составляет 315 кг, во втором -— 480, а в третьем — 379 кг, при общей массе боеприпаса соответственно 594, 598 и 488 кг соответственно.  При этом во втором и третьем варианте двигательная установка не используется в «обмен» на увеличение массы боевой части. При этом могущество даже самой «лёгкой» из указанных боевых частей огромно и позволяет гарантированно поразить даже «капитальные» сооружения. 

В первом варианте, с использованием модульной двигательной установки, представляющей собой твердотопливный стартовый двигатель, дальность полёта составляет до 120 километров, при сбросе бомбы с высот порядка 10 тысяч метров. При этом, разгонный двигатель позволяет выполнить бомбе энергичный разворот после пуска, что позволяет произвести её сброс под большим ракурсом к цели, и даже при нахождении цели в задней полусфере самолёта-носителя.  Во втором и третьем вариантах, без использования двигателя, максимальная дальность полёта бомбы — 65 км. 

Во всех вариантах исполнения, «Гром» имеет инерциальную систему наведения, дополненную системой спутниковой навигационной системой. Использование одного типа системы наведения, при том достаточно простого, позволяет удешевить стоимость боеприпаса и при этом обеспечивает очень высокую точность попадания - круговое вероятностное отклонение от цели оценивается в пределах 8—10 м, а также полностью реализует принцип «выстрелил — забыл».

Таким образом, «Гром» позволяет самолёту-носителю осуществлять атаку цели, находясь за пределами не только эффективной, но и максимальной зоны поражения современных ЗРК средней дальности. При этом бомба не налагает никаких ограничений на манёвр самолёта ни до, ни после сброса. 

Что немаловажно, «Гром» оценивается как весьма дешёвый (по меркам современных образцов высокоточного оружия) боеприпас, что позволит производить их и оснащать ими строевые авиационные соединения в больших количествах. А это в свою очередь открывает перспективы поистине массированного применения высокоточных боеприпасов, даже при условии, что значительная их часть будет уничтожена средствами ПВО - для современных ЗРК перехват таких боеприпасов не представляет больших сложностей. 

На текущий момент предполагается, что основными носителями «Громов» будут фронтовые бомбардировщики Су-34 и перспективные лёгкие истребители МиГ-35. В перспективе планируется оснащение этими бомбами всего парка современных российских боевых самолётов. 

Создание «Грома», а также других образцов современного авиационного вооружения свидетельствует о том, что Россия стремительно сокращает отставание в этой области от ведущих Западных держав, и даёт основание полагать, что в ближайшие годы этот  «разрыв» будет полностью преодолён.

Павел Румянцев 

«Новый Оборонный Заказ. Стратегии»