Служба Ми-17/171Ш в восточноевропейских странах – членах НАТО  

Текст: Александр Младенов 

Милевский Ми-17 и его улучшенные производные версии, известные как Ми-171Ш и Ми-17В-5, по-прежнему несут службу в военно-воздушных силах большинства восточноевропейских стран. Доступный по цене, функциональный и простой в обслуживании 13-тонный вертолет рассматривается как отличное приобретение для страны – выступая как военный транспорт, обеспечивая внутреннюю безопасность, медицинскую эвакуацию, поисково-спасательные работы и помощь при стихийных бедствиях в вооруженных силах Болгарии, Чешской Республики, Словакии, Венгрии, Польши, Сербии, Македонии и Хорватии.

Сторонники продолжения эксплуатации Ми-8/17/171 в Восточной Европе – как альтернативы приобретению новых вертолетов западного производства – заявляют, что этот специфический тип вертолета представляет наиболее подходящую платформу для использования в военных целях, приемлемую по цене, в условиях Восточной Европы. Вертолеты семейства Ми-8/17/171 уже хорошо знакомы местным летчикам и техническому персоналу, поскольку используются в регионе на протяжении нескольких десятилетий, и во всех ВВС накоплен внушительный опыт их эксплуатации, что позволяет сократить расходы на обучение и техническое обслуживание.

Более того, в большинстве восточноевропейских стран по-прежнему имеются хорошо оборудованные и функционирующие базы и предприятия для обслуживания, ремонта и капремонта вертолетов Ми-8/17/171, способные обеспечить их модернизацию и обновление по различным стандартам для совместимости техники с требованиями НАТО, как это демонстрируют Чешская Республика, Словакия и Польша.

Чешский опыт – наиболее амбициозные усовершенствования

Чешская Республика, несомненно, наиболее продвинутая страна в отношении модернизации и эксплуатации своего флота Ми-17/171. На данный момент она может похвастаться самыми совершенными в регионе вертолетами, используемыми для военных перевозок, а также в ходе специальных и боевых поисково-спасательных операциях, что успешно доказано их реальными действиями в суровых условиях в Афганистане.

При распаде Чехословакии в 1993 году новообразованные воздушные силы Чешской Республики унаследовали флот из 34 Ми-8/17, которые активно использовались во время миротворческих операций чешской армии на Балканах – сначала в Хорватии, затем в Боснии и Герцеговине и, наконец, в Косово. В 1995 году первые два Ми-17 подверглись незначительной модернизации в части навигационного и коммуникационного оборудования для обеспечения совместимости с техникой НАТО. Помимо того, эти вертолеты получили дополнительную наружную бронезащиту и кевларовое покрытие пола в грузовом отсеке для защиты пассажиров от ружейно-пулеметного огня. Прочие усовершенствования, внесенные в процессе этой модернизации, включают топливные баки увеличенного объема, гасители колебаний несущего винта (для снижения избыточной вибрации на малых скоростях) и приемник системы предупреждения о РЛ облучении.

Миротворческие миссии чешских Ми-17 в бывшей Югославии оказались опасными, и два Ми-17 были потеряны во время операций в Боснии. Несколько лишних Ми-17 были проданы в 2000-х – два поставлены в Анголу, а еще шесть американским компаниям, причем позже эти машины использовались для поддержки операций ЦРУ и сил особого назначения США в Афганистане.

В 2005 году Чешская Республика получила 16 новых вертолетов Ми-17Ш от России в счет списания торгового долга, накопившегося во времена взаимодействия СССР и Чехословакии. В результате этого крупного приобретения появилось дополнительное количество Ми-17 для продажи. Не менее шести вертолетов было продано воздушному корпусу армии Афганистана с использованием финансирования от США, и перед поставкой эти машины были переоборудованы на местном ремонтном предприятии LOM Praha.

В настоящее время воздушные силы армии Чешской Республики располагают флотом из 16 Ми-171Ш в дополнение к пяти Ми-17 и четырем Ми-8П, используемым для перевозки VIP-персон. Вертолеты Ми-17Ш стоят на вооружении в 221-й и 222-й вертолетных эскадрильях на 22-й авиабазе в Наместе.

В 2007 году министерство обороны Чешской Республики приняло решение отправить три Ми-171Ш в Афганистан – как вклад страны в действия Международных сил стабилизации (International Stabilization Force, ISAF). Однако перед началом службы в Афганистане вертолетам надлежало пройти через цикл обширной модернизации, необходимой для их работы в зоне боевых действий. Программа модернизации включала установку новейших систем навигации и связи местного и западного производства, а также новую систему самозащиты. Основным подрядчиком по модернизации стала местная компания LOM Praha, расположенная в Праге и работающая в тесном сотрудничестве с уполномоченным проектировщиком вертолета, Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля. Завод сертифицировал все компоненты модернизации и обеспечил помощь при изменениях конструкции. Техническая помощь со стороны России стала предметом соглашения между правительствами России и Чешской Республики, подписанного в апреле 2007 года и распространявшегося на капремонт и модернизацию вертолетов Ми-24 и Ми-171Ш.

Первый этап чешской программы модернизации включал пять Ми-17Ш – три из них были намечены для участия в миссии в Афганистане, а еще два для использования при обучении в Чешской Республике. Конечная цель состояла в том, чтобы осуществить модернизацию всего флота вертолетов Ми-17Ш, однако в итоге до этого стандарта были доведены только восемь вертолетов из 16.

Новый навигационный комплекс, заменивший собой исходные системы российского производства, включал канадскую систему управления полетом CMA-900 Flight Management System (FMS), действующую как навигационный компьютер, чтобы управлять работой прочих компонентов авионики, новые радиотехнические системы и комплексы аппаратуры навигации и посадки (VOR/ILS/DME/GPS), новые радиосистемы военного стандарта Rockwell Collins An/ARC-210 Talon, цифровой картогенератор EuroNav RN6, цифровую систему внутренней связи (интерком) Cobham N301A, аварийный радиомаяк Smiths, приемопередатчик распознавания "свой-чужой" AN/APX-119 и новый цифровой регистратор полетных данных, поставляемое чешской компанией Speel Praha. Модернизация также включала установку спутникового телефона гражданского стандарта SATCOM и новое внутреннее и наружное освещение, позволяющее использовать очки ночного видения (NVG) AN/AVS-9 американского производства.

Приборная панель в кабине совершенно новая, на ней размещены два дисплея – большой (15 х 20 см) и малый (10,7 х 10,7 см), отображающие данные о полете, навигационную и тактическую информацию перед обоими пилотами.

Новый комплекс противоракетной защиты включает ультрафиолетовые датчики системы обнаружения пуска ракет AN/AAR-60 MILDS (их установлено четыре, чтобы обеспечить покрытие 360 градусов по азимуту), новую станцию оптико-электронного подавления Adros-1KT, поставляемую украинской компанией "Адрон", в дополнение к устройству выброса дипольных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-47 американского производства для организации горячих вспышек с целью отвести ("обмануть") ПЗРК "земля-воздух" с тепловым самонаведением.

Дополнительная бронезащита в модернизированных Ми-171Ш установлена вокруг кабины пилотов, в то время как транспортный отсек получил кевларовое покрытие пола и бортов, способное противостоять попаданиям пуль калибра 7,62 мм. Также вертолеты оснащены новым оборудованием для беспарашютного десантирования, разработанным компанией LOM Praha.

Усовершенствованные вертолеты получили обозначение Ми-17ШМ (буква М означала "модернизированный"), и в конце 2009 года было заявлено, что они готовы войти в строй. В январе 2010 года три Ми-171ШМ были отправлены для участия в боевых действиях в Афганистане. Они вылетали и работали с передовой оперативной базы Шарана в провинции Пактика, выполняя задачи по перевозкам и медицинской эвакуации.

К 2013 году восемь Ми-171Ш были модернизированы до стандарта Ми-171ШМ, а позже в том же году введен новый стандарт модернизации. Его цель состояла в дальнейшем улучшении тактических характеристик вертолета, чтобы его можно было более эффективно использовать для поддержки действий спецподразделений и боевых поисково-спасательных операций. Эта программа получила поддержку в рамках программы SOATU (Special Operation Air Task Unit – летный отряд специальных операций) правительства США.

Эта модернизация финансируется в основном из американских источников и направлена на радикальное улучшение возможностей Ми-171ШМ по действиям в ночное время, что позволило бы вертолету доставлять части особого назначения на дальние расстояния. Существенно улучшены характеристики ночного видения благодаря интеграции инфракрасной системы FLIR Systems STAR SAFIRE III (система содержит ПЗС телекамеры и еще одну ПЗС-камеру с линзой высокой кратности, лазерным дальномером и целеуказателем), что позволяет осуществлять поиск людей и оборудования в темноте, равно как и выбирать неосвещенные участки для посадки. Еще один новый элемент оборудования – метеорадар Rockwell Collins TWR-850, обеспечивающий возможность более безопасной работы при полетах по приборам в плохих погодных условиях. Также устанавливается новое коммуникационное оборудование для использования подразделениями особого назначения, обеспечивающее обмен шифрованными и спутниковыми данными в дополнение к системе идентификации союзных сил ("свой-чужой").

Усовершенствованный по этому новому стандарту Ми-171ШМ на втором этапе оснащался также новейшей легкой бронезащитой кабины и грузового салона с использованием легких кевларовых и керамических компонентов обшивки последней разработки. Вертолеты получили дополнительное вооружение в виде скорострельного 7,62-мм пулемета M-134DH Minigun американского производства для самообороны.

Первая серия из трех Ми-171ШМ была модернизирована по этому новому улучшенному стандарту к 2014 году. Предполагается, что Ми-171Ш и Ми-171ШМ останутся на вооружении в чешских ВВС до 2035–2036 годов. 

Словакия – лишь незначительные усилия по модернизации

 Вновь образованные воздушные силы Словакии в 1993 году унаследовали флот вертолетов, состоящий из 17 Ми-17 и одного Ми-8ПС, а также двух Ми-17Z-2, позже переоборудованных в транспортную версию.

Словацким Ми-17 тоже пришлось немало потрудиться в миротворческих миссиях на Балканах в 1990-х. Девять вертолетов прошли мелкомасштабную модернизацию до так называемого стандарта MODER, которая включала дополнительную бронезащиту кабины, устройства выброса дипольных отражателей и ИК ловушек АСО-2В (взятые с вертолетов Ми-24), приемник системы предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, гасители колебаний несущего винта, а также новое оборудование связи, навигации и идентификации. Стандарт MODER предполагает использование УВЧ/ОВЧ радиосистем военного стандарта An/ARC-210 Talon и приемопередатчика распознавания "свой-чужой" AN/APX-117 IFF, а также радиотехнических систем и комплексов аппаратуры навигации и посадки (VOR/TACAN/ILS/GPS). Модернизацию осуществляла местная компания – ремонтное предприятие LOTN Trencin совместно с чешскими компаниями, такими как CLS, отвечающими за поставку и установку новых систем авионики западного производства.

Модернизированный по стандарту MODER Ми-17М – это транспортно-боевой вертолет, способный нести 32-зарядные блоки УБ-32-57 для стрельбы 57-мм ракетами, пулеметные контейнеры УПК-23-250 и свободнопадающие авиабомбы. С 2012 года Ми-17М – единственный вертолет в ВВС Словакии с боевыми возможностями после прекращения использования парка боевых вертолетов Ми-24Д/В. К 2017 году в словацких воздушных силах в строю оставалось восемь Ми-17М, и ожидается, что эти модернизированные вертолеты будут продолжать службу до начала 2020-х годов.

Словацкие воздушные силы предприняли еще одну, более амбициозную программу модернизации четырех Ми-17, предназначенных для использования в поисково-спасательных операциях на территории страны и только в мирное время. Эти модернизированные вертолеты, получившие обозначение Mi-17LPZS, оснащены новой авионикой производства США и Израиля для проведения круглосуточных поисково-спасательных операций, включая новые дисплеи, отображающие информацию о полете/навигации и цифровые карты, а также новое оборудование для спасания. Основной поисковый датчик – аппаратура Elbit Systems COMPASS IV ("шарик" с ИК системой и ПЗС телекамерой в дополнение к лазерному дальномеру), причем информация отображается на дисплее в кабине пилота и на специальной консоли оператора в салоне. Вертолет также оборудован поисковым прожектором SX-16. Помимо того, в нем установлены элементы стандарта MODERA, такие как радиостанции Talon и системы идентификации "свой-чужой" AN/APX-117.

В 2015 году министерство обороны Словакии приняло решение о постепенном замещении флота Ми-17 американскими вертолетами Sikorsky UH-60 Black Hawk, которые предполагалось приобрести по правительственной программе США по продаже военной техники иностранным государствам (Foreign Military Sales, FMS). Всего было заказано девять вертолетов UH-60 за 261 млн долларов. Вертолеты должны быть поставлены в транспортной конфигурации, способными к перевозке до 11 человек в полном снаряжении. Первая партия из двух вертолетов была доставлена в Словакию в августе 2017 года, за ними последовали еще два в июле 2018, остальные планируется получить в 2019 году.

Польские Ми-17 модернизированы для полетов в Афганистане

Ми-17 – основной тактический транспортный вертолет воздушных сил армии Польши, и вследствие отличных характеристик работы на большой высоте в условиях высоких температур его предпочитали использовать для поддержки значительного польского контингента на миссии в Афганистане. В 2008 году армейская авиация (подчиненная наземным силам) располагала флотом из пяти Ми-17 и 23 Ми-8Т, а еще три Ми-17 находились в морской авиации. В связи с ожидаемой высокой интенсивностью операций была разработана срочная программа пополнения флота, всего на 12 вертолетов – 11 Ми-17-1В и один Ми-172. В 2006 году было приобретено еще семь бывших в эксплуатации Ми-17 от источников на Украине (изначально планировалось перепродать их в Ирак, но правительство Ирака отменило сделку). В 2010 году в парк добавились еще пять Ми-17-1В – это были вертолеты нового производства с установленной изготовителем бронезащитой и более широкой боковой дверью.

В период с середины 2008 по 2014 год в любой отдельно взятый момент как минимум четыре вертолета Ми-17 польских ВВС участвовали в действиях в Афганистане. Изначально Ми-17 базировались в Баграме, а затем были переведены в Газни, расположенную на большой высоте площадку, что создавало дополнительные трудности. Все вертолеты, задействованные в Афганистане, прошли модернизацию, осуществленную на местном авиаремонтном предприятии в Лодзи (WZL-1). В перечень нового оборудования, установленного на Ми-17, вошли украинская станция оптико-электронного подавления Adros-KT1В, автоматы выброса дипольных отражателей и ИК ловушек, экранно-выхлопные устройства, новая и очень дорогая бронезащита, включая крупноразмерные боковые броневые панели из керамических материалов для защиты двигателей, редуктора и гидравлической системы. Также вертолеты были оснащены модернизированными системами навигации и связи (VOR/ILS/DME/GPS), а усовершенствованное внешнее и внутреннее освещение позволило использовать очки ночного видения PNL-3 польского производства. Первый Ми-17, модернизированный на WZL-1, прошел летные испытания в середине 2008 года.

Еще одним Ми-17, прошедшим модернизацию для польской армии на предприятии WZL-1, стал Ми-17АЕ – для использования в поисково-спасательных операциях. Он получил внутреннее подъемное устройство (подъемник), кондиционер воздуха в кабину и полный комплект медицинского оборудования.

В 2014 году было заявлено, что дальнейших закупок Ми-8/17 больше не будет; вместо того министерство обороны Польши намеревается объявить международный тендер на поставку 70 новых вертолетов для ВВС, армии и флота. Первоначально был выставлен запрос на покупку не менее 70 новых вертолетов – 48 военно-транспортных машин для армейской авиации, 10 поисково-спасательных вертолетов для ВВС, а также шести вертолетов для противолодочной обороны и еще шести для спасательных операций на море – для морской авиации. Позже общее число вертолетов, закупаемых министерством обороны Польши, сократилось до 50.

Победителем тендера в апреле 2015 года была объявлена компания Airbus Helicopters, но министерство обороны Польши не смогло прийти к соглашению с ней относительно подходящих условий поставок и прекратило переговоры в октябре 2016. В конце 2016 года польское министерство обороны объявило о тендере на 10 вертолетов для использования в воздушных силах страны, чтобы заменить высоко модернизированные Ми-17. Пока что это не произошло, поскольку проводимый в настоящее время тендер предполагает только выбор поставщика вертолетов для поисково-спасательных операций и противолодочной обороны. В этой ситуации флоту Ми-17 придется продолжать нести военную службу в армии Польши в течение еще как минимум десятилетия, причем вполне вероятно, что в грядущие годы на предприятии WZL-1 будет осуществлена следующая его модернизация.

Частичная замена началась в январе 2019 года, когда польское министерство обороны заказало четыре 10,5-тонных вертолета S-70i Black Hawk, которые должны быть выпущены в Польше предприятием PZL Mielec, "дочкой" компании Sikorsky. Общая стоимость вертолетов составляет 259 млн долларов, включая услуги по логистике и обучению, и они должны быть поставлены до конца 2019 года.

 Венгрия – только незначительная модернизация

В воздушных силах Венгрии флот вертолетов насчитывает семь Ми-17 в дополнение к одному Ми-8ПС и 14 Ми-8Т, причем в 2011 году два Ми-8Т, ранее находившиеся в ВВС Финляндии, были получены бесплатно. Исправность этого флота весьма низкая, в недавнем прошлом не более 10 Ми-8/17 одновременно находились в пригодном для полетов состоянии.

Срок службы вертолетов типа Ми-8Т близится к концу, в то время как намного более новые Ми-17, изготовленные во второй половине 1980-х годов, могут использоваться еще на протяжении многих лет. Однако Венгрия – единственная страна в Восточной Европе, которая утратила собственные возможности по проведению ремонтов и капремонтов с прекращением деятельности Дунайского авиаремонтного завода в Будапеште. В 2008 году была предпринята программа по ремонту и модернизации двух Ми-17, в которой главным подрядчиком выступал Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля, а все работы осуществлялись в России. Стандарт модернизации был близок к стандарту Ми-8МТКО: вертолеты, получившие обозначение Ми-17Н, оснащались комплексом электронной индикации полетных и навигационных данных, а также системами внутреннего и наружного освещения, совместимыми с очками ночного видения (венгерские экипажи используют очки ночного видения GEO-ONV-1 российского производства), наружным прожектором, метеорадаром RDR-2000, а также четырьмя дополнительными 450-литровыми топливными баками на наружных консольных опорах для увеличения дальности и продолжительности полета.

В 2012 году министерство обороны Венгрии заявило о различных планах по приобретению новых вертолетов западного производства. Первый из них (в 2011 году), от которого в итоге отказались, предполагал покупку 32 бывших в эксплуатации в американской морской пехоте вертолетов UH-1N для использования в поисково-спасательных операциях и гуманитарных миссиях в самой Венгрии, а также в международных операциях за границей. Эта сделка, включающая переоборудование вертолетов и их двигателей (фюзеляжи обещали поставить бесплатно), обучение и поставки запчастей (в число которых входили 20 запасных двигателей), оказалась непозволительно дорогой, поскольку ее общая цена достигла 426 млн долларов.

Следующий план, о котором было объявлено сразу после отказа от сделки по UH-1N в апреле 2013 года, подразумевал приобретение новых военно-транспортных и поисково-спасательных вертолетов класса AgustaWestland AW139 или Airbus Helicopters AS532AL, предназначенных для замены отработавших Ми-8 и, позднее, более новых Ми-17. Ожидалось, что во второй половине 2014 года будет объявлен международный тендер, а это означало, что вполне реалистично можно было бы ожидать первых поставок в 2016 или 2017 году. Однако это не случилось, и в 2018 году правительство Венгрии продолжило – заключило две сделки (с одним поставщиком без проведения тендера, Airbus Helicopters). Первая сделка, анонсированная в июне, включала 20 вертолетов H145, в том числе несколько машин в конфигурации с вооружением. Вторая, объявленная в декабре, предполагает приобретение 16 военно-транспортных вертолетов H225, которые также могут нести вооружение в виде ракет и пулеметных контейнеров. Все они должны быть поставлены к 2023 году.

В ожидании поставок от Airbus Helicopters министерство обороны Венгрии также приняло решение инвестировать средства в ремонт пяти из имеющихся Ми-17. Контракт стоимостью около 14,2 млн долларов был подписан с компанией "Вертолеты России" в июле 2016 года и включал четыре Ми-17. Они прошли капремонт на Новосибирском авиаремонтном заводе (ОАО "НАРЗ") и вернулись в Венгрию в августе 2017. Пятую машину отправили в Новосибирск в сентябре 2016 года, и вернулась она после ремонта в середине 2017-го. После прохождения капитального ремонта, который включал восстановление летной годности фюзеляжа, двигателей, трансмиссии и многих систем, венгерские Ми-17 получили новый срок службы – 2000 часов полета или восемь лет (что наступит раньше). Так что эти вертолеты могут прекрасно использоваться до 2025–2026 года.

Ми-17

Болгария – Ми-17 по-прежнему незаменим

В начале 1990-х годов в воздушных силах Болгарии насчитывалось 25 Ми-17 плюс восемь более старых Ми-8. В конце 2000-х годов этот флот сократился всего лишь до шести Ми-17, изготовленных во второй половине 1980-х и начале 1990-х годов, четыре из которых поддерживались в состоянии летной годности в любой момент времени, но в 2013 году их число снизилось до трех, а к 2018 году – до одного. Все остальные Ми-17 были распроданы в период между 2002 и 2011 годом различным гражданским и военным организациям по всему миру.

Болгарский парк М-17, приписанных к 24-й авиабазе в Крумово, был частично замещен вертолетами Airbus Helicopters AS532AL, 12 единиц которых было поставлено между 2002 и 2008 годом по суммарной цене 232 млн евро.

После неудачной попытки запустить амбициозную программу модернизации авионики, изначально планируемую для шести Ми-17, которую осуществляла бы компания Elbit Systems из Израиля (такой контракт был подписан в 2005 году и впоследствии расторгнут в 2007-м), только три Ми-17 были переоборудованы в период 2008–2012 годов (без модернизации) местной компанией, принадлежащей министерству обороны, – предприятием по техническому обслуживанию и ремонту "Терем – Летец" в Софии. Последний из них оставался в эксплуатации до 2019 года, понемногу получая продление срока службы. Переоборудованные вертолеты были оснащены радиотехническими системами и комплексами аппаратуры навигации и посадки (VOR/ILS/DME) с дисплеем, расположенным перед пилотом, а также приемником GPS Trimble 2101 I/O Approach, установленным перед вторым пилотом/штурманом.

Ми-17 по-прежнему активно используются в Болгарии для различных задач и операций гражданской обороны, для которых AS532AL не совсем подходит или оказывается непозволительно дорогим, например, для пожаротушения на большой высоте в условиях высоких температур. С 2014 года вертолеты этого типа использовались для поддержки пожарной службы. Болгарские Ми-17 могут нести вооружение – до шести блоков УБ-32-57 и два 7,62-мм бортовых пулемета.

В 2017 году болгарские воздушные силы приняли еще один Ми-17 после завершения его капремонта на предприятии "Терем – Летец" (в качестве субподрядчика выступила компания "Вертолеты России", поставившая запчасти и осуществившая ремонт некоторых узлов), поскольку болгарская компания по-прежнему имеет разрешение на проведение капремонта вертолетов Ми-17 и Ми-24, выданное российскими властями. Ожидается, что еще один Ми-17 будет выпущен из "Терем – Летец" после прохождения капремонта в сентябре 2019 года; его ремонт и продление срока службы оценивается в 2,38 млн долларов. К сожалению, первый из этих двух Ми-17 был потерян в катастрофе со смертельным исходом в июне 2018 года.

Нынешнее министерство обороны Болгарии предполагает проведение капремонта еще двух Ми-17, который завершится, вероятнее всего, в конце 2019 года; также не следует исключать возможность того, что еще два таких вертолета будут отремонтированы в начале 2020-х. В процессе капремонта эти машины получают некоторые мелкие усовершенствования, такие как цифровое устройство записи данных о полете "Бур" российского производства и изготовленные в Германии противостоящие удару специальные кресла Fischer для пилота и штурмана/второго пилота. Также эти вертолеты оснащаются радиотехническими системами и комплексами аппаратуры навигации и посадки (VOR/ILS/DME) западного производства и GPS приемниками.

После прохождения капремонта на предприятии "Терем – Летец" вертолеты Ми-17 болгарских воздушных сил получают новый срок службы – 2000 часов полета или восемь лет (что наступит раньше). Так что этот парк может активно использоваться на службе до 2028–2029 года.

Хорватия – в числе ведущих операторов в регионе

 Хорватские воздушные силы используют вертолеты Ми-8/17 с момента образования страны, последовавшего за развалом Югославии в 1991 году. Не менее 28 невооруженных Ми-8МТВ-1 и Ми-17-1В было приобретено из различных источников в обход эмбарго на поставки вооружения, введенного США вследствие войны в бывшей Югославии в первой половине 1990-х. На сегодняшний день активный флот включает 10 Ми-8МТВ-1 и Ми-17-1В плюс два более старых Ми-8Т и один Ми-8ПС. Все эти вертолеты образуют одну эскадрилью, которая базируется в Дивулье, неподалеку от Сплита. Наиболее важные задачи, которые решает эскадрилья в мирное время, включают поисково-спасательные операции на море и в горах, а также медицинскую эвакуацию гражданского населения по всей стране.

В июле 2013 года министерство обороны Хорватии обратилось к украинским компаниям – госкомпании "Укрспецэкспорт", Севастопольскому авиационному заводу и "Мотор Сич" – для проведения капремонта шести Ми-17 (комбинация Ми-8МТВ-1 и Ми-17-1В) совместно с хорватской компанией Aviation and Technical Centre ‘ZTC’ в Загребе – Велика Горица (Хорватия). Два из этих вертолетов вернулись в Хорватию в марте 2014 года. Затем, после присоединения Крымского полуострова к России в апреле 2014 года, Севастопольский авиационный завод продолжил работать над хорватскими вертолетами с целью вернуть оставшиеся четыре машины к концу года.

В 2007–2008 годах хорватские ВВС приняли партию из десяти вновь построенных Ми-171Ш в счет списания торгового долга России (то есть погашения торговой задолженности бывшего СССР перед бывшей Югославией). Цена вертолетов составляла примерно 65 млн долларов. Это военно-транспортные вертолеты, которые могут осуществлять операции нападения и имеют на вооружении до четырех блоков B-8M1 для стрельбы 80-мм неуправляемыми ракетами С-8. Экипажи этой эскадрильи Ми-171Ш, базирующейся в Лучко неподалеку от Загреба, проходят также обучение для участия в боевых поисково-спасательных операциях.

В 2016 году АО "Рособоронэкспорт" выиграло тендер министерства обороны Хорватии на проведение капремонта флота Ми-171Ш. Бюджет, выделенный на эту задачу, составил 27,4 млн евро (32,2 млн долларов). Большую часть ремонтных работ проводят специалисты с Улан-Удэнского авиационного завода (ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод") непосредственно в Авиационно-техническом центре (авиаремонтном заводе) ZTC в Хорватии, в то время как вертолетные двигатели и некоторые из сложных систем ремонтируются на специализированных заводах в России. Первый Ми-171Ш после прохождения капремонта был поставлен ВВС Хорватии в ноябре 2018.

В октябре 2018 года правительство США одобрило безвозмездную передачу Хорватии двух вновь построенных вертолетов Sikorsky UH-60M Black Hawk для использования в качестве военного транспорта. В состав передаваемого дара входят запчасти и оборудование, общая цена составляет 50 млн долларов. Ожидается, что эти вертолеты будут поставлены в 2020 году.

Можно ожидать, что новые вертолеты не окажут влияния на эксплуатацию Ми-171Ш, у которых остается достаточный запас по сроку службы, так что они смогут отлично летать и в 2030-х. Однако полученные UH-60M можно использовать как частичную замену для старейших Ми-8Т и Ми-8МТВ-1, срок службы которых подойдет к концу вскоре после 2020 года.

Сербия – новый лояльный оператор в регионе

Сербские воздушные силы – самый недавний европейский пользователь Ми-17, но в прошлом эта страна, ставшая правопреемником Югославии, обладала флотом из 93 Ми-8Т. Первая партия из двух Ми-17В-5, построенных на Казанском вертолетном заводе и проданных "Рособоронэкспортом", была заказана в сентябре 2015 года по цене 27,5 млн долларов (25 млн евро). Они были поставлены в июле 2016 года и имеют базовую конфигурацию как военный транспорт, без возможности нести вооружение. Оборудование вертолетов включает внутренний подъемник SLG-300 грузоподъемностью 300 кг, поисковый прожектор, систему крюка для подвески груза, позволяющую перевозить внешние грузы массой до 4,5 т, комплекты для медицинской эвакуации с 12 носилками. Эти вертолеты оснащены метеорадаром "Контур-10С" и имеют кормовую рампу. Существовали ожидания, что Сербия разместит последующие заказы на эти вертолеты в 2016 году, но, увы, этого не произошло. В апреле 2018 года многое указывало на то, что Сербия ведет с Россией переговоры о приобретении еще четырех Ми-17В-5 вместе с четырьмя штурмовыми вертолетами Ми-35М. В конце концов, 18 января 2019 года президент Сербии Александар Вучич объявил, что страна заказала дополнительно три Ми-17В-5, которые должны быть поставлены до конца года.

В настоящее время в состав сербского флота военно-транспортных вертолетов входят только два Ми-8Т старого поколения (изначально поставленные еще в 1970-х годах) в добавление к двум Ми-17, ранее принадлежавшим министерству внутренних дел, плюс пара недавно приобретенных Ми-17В-5. Эти вертолеты составляют 890-ю Объединенную вертолетную эскадрилью, которая расположена на авиабазе Батайница недалеко от столицы – Белграда.

Помимо новых вертолетов, в 2016–2017 годах Сербия приобрела оборудование и организовала обучение для осуществления технического обслуживания, ремонта и капремонта вертолетов семейства Ми-8/17 на своем ремонтном предприятии "Мома Станойлович" в Батайнице. Это предприятие намерено стать центром для проведения ремонта вертолетов не только сербской армии, но также принадлежащих другим странам региона и государствам Третьего мира. Центр получил свой первый заказ в 2017 году – на проведение капремонта двух Ми-171Е министерства внутренних дел Северной Македонии, причем в качестве главного подрядчика выступила компания "Yugoimport SDPR", сербское агентство по торговле вооружениями. Однако предприятие пока не имеет достаточного опыта и знаний для работы с вертолетами семейства Ми-8/17/171 и использует помощь российских технических специалистов.

Северная Македония – Ми-17 летают с израильскими доработками

Авиационная бригада армии Северной Македонии приобрела свои первые четыре Ми-17 в гражданской конфигурации в 1993 году. Затем, в 2001 году, последовали еще четыре вооруженных Ми-8МТ, бывшие в эксплуатации, купленные у Украины. В 2009–2010 годах министерство внутренних дел Македонии купило еще два Ми-171 и два Ми-17В-5 в конфигурации без вооружения, которые используются в основном как военный транспорт и для поисково-спасательных операций.

Принадлежащие Северной Македонии Ми-8МТ и Ми-17 были модернизированы израильской компанией Elbit Systems после подписания контракта в декабре 2003 года, но с тех пор у вертолетов постепенно заканчивался срок службы и возникали проблемы с устареванием, что вело к их заземлению (запрету подниматься в воздух). Модернизация включала установку дисплеев системы ночного видения (Aviators Night Vision Head-Up Display – ANVIS/HUD), и первые два Ми-17 вернулись после обновления в ноябре 2006 года. Фаза обновления включала оборудование вертолетов новыми системами связи, идентификации и навигации, а также установку многофункциональных дисплеев и цифровой движущейся карты в кабине пилотов.

В настоящее время флот Северной Македонии включает два Ми-17 и четыре Ми-8МТ, поскольку два Ми-17 были потеряны в 2001 и 2008 годах в результате несчастных случаев. В последние годы летная годность армейских вертолетов Ми-8МТ/17, образующих транспортную вертолетную эскадрилью бригады, базирующуюся в Скопье-Петровец, была очень низкой. С целью улучшения ситуации в июне 2016 года министерство обороны Македонии подписало контракт на проведение капремонта вертолетов, включающий четыре Ми-8/17 и шесть Ми-24. Вертолеты должны были пройти переоборудование на ремонтном предприятии "Авиакон" в Конотопе (Украина). Первая пара вооруженных Ми-8МТ вернулась в Македонию после прохождения капремонта в марте 2017 года, а два Ми-17 без вооружения последовали за ними в ноябре 2018 года.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
№ 2 (55) 2019г. , Санкт-Петербург 

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры