Су-35. Третья серия мирового блокбастера

Текст: Александр Ермаков  

Свое десятилетие Су-35С – максимальное развитие легендарного Су-27 – встречает в качестве состоявшегося на Родине, прошедшего боевое крещение самолета, который начинает добиваться побед и на мировом рынке. 

 


Работа по модернизации семейства Су-27 не прекращалась никогда – это касается как сегодняшнего дня, так и середины 1980-х годов.  Когда первые серийные Су-27С только начали осваивать в ВВС СССР, на испытания уже выходили прототипы и летающие лаборатории по теме Т-10М (Т-10 – "фирменный" индекс Су-27; соответственно, серийные Су-27С – это Т-10С, а например, Су-33 – Т-10К, "корабельный"). Так, еще в 1985 году была готова летающая лаборатория для отработки переднего горизонтального оперения (ПГО), в 1988 – первый прототип Т-10М-1, в 1989 – лаборатория ЛЛ-УВ(ПС) для отработки двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ).

Новый Су-27М должен был стать логичным развитием оригинальных Су-27С и заменить их в серии. Машина получила качественно новые маневренные характеристики вследствие усовершенствования аэродинамической схемы (в частности, установки ПГО) и более мощных двигателей, увеличенную дальность полета за счет несколько большего объема топливных баков и установки системы дозаправки топливом в полете, но главным было радикальное повышение боевых возможностей.

Су-27М стал по-настоящему многоцелевым истребителем – новая мощная радиолокационная станция (РЛС), комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ), два дополнительных узла подвески и увеличенная до 8 т масса боевой нагрузки, расширенная номенклатура вооружения, включающая, в отличие от базовой машины, управляемые бомбы и ракеты для поражения наземных целей с различными типами головок самонаведения (ГСН) семейств Х-29, Х-31, Х-59, КАБ-500 и КАБ-1500.

В 1992 году было принято решение активно продвигать машину на экспорт; на международных выставках самолет выставлялся под индексом Су-35. На данный момент это создает путаницу между ним и современным Су-35. Важно отметить, что официально в ВВС России в отношении этих самолетов использовался первоначальный индекс – Су-27М. Один из прототипов, Т-10М-11, был оснащен двигателями с УВТ, еще более продвинутым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в частности, новой БРЛС, и оборудованием кабины, и получил известность под "рекламным" индексом Су-37.

В 1990-х годах, несмотря на резкое сокращение финансирования, самолет продолжали дорабатывать, и он был доведен до серийного состояния. В общей сложности было построено 12 прототипов и предсерийных машин, один прототип учебно-боевой двухместной "спарки" Су-35УБ и три серийных одноместных истребителя для ВВС России. К сожалению, ввиду отсутствия возможности организации закупок для родных ВВС и отсутствия на тот момент зарубежных покупателей в конце 1990-х годов программа Т-10М была закрыта.

Это не означает, что Су-27 в то время не имел успеха на мировом рынке – просто тогда клиенты сосредоточили основное внимание на оригинальной, готовой, проверенной и более дешевой версии. Главной составляющей первого этапа экспортного успеха Су-27 стала поставка более сотни истребителей в Китай, с организацией лицензионного производства на месте. Как известно, это привело не к самым экономически удачным последствиям – с определенного момента Пекин перешел к выпуску "пиратских" копий под индексом J-11 и развивает семейство самостоятельно до сих пор. Однако это определенно не вина самого истребителя, а напротив, лишнее подтверждение его отличных характеристик и "привлекательности".

Однако не стоит думать, что опыт, полученный при создании Су-27М, пропал втуне. Он сыграл огромную роль при создании главного экспортного бестселлера российского самолетостроения, двухместного многоцелевого истребителя Су-30. Заказчикам поставлено почти семь сотен "Тридцатых", представленных двумя ветвями развития, – производства Иркутского (главные покупатели Индия, Россия и Алжир) и Комсомольского-на-Амуре (главные покупатели Китай, Вьетнам и Венесуэла) авиационных заводов.

Такие элементы, как двигатели с УВТ, ПГО, новые возможности по поражению наземных целей и новое БРЭО, были отработаны именно на Су-27М.

Однако, несмотря на продолжающиеся продажи Су-30 (в последние годы были заключены контракты с Казахстаном, Белоруссией, Мьянмой, Арменией, дополнительные закупки осуществляет Индия), прорыв на мировой рынок начинает условное третье поколение "Двадцать седьмых", представленное новейшими Су-35С.

Второй подход к снаряду

Как мы упоминали выше, семейство Су-30 при более внимательном рассмотрении оказывается неоднородным, представленным двумя независимыми ветвями развития: более простой и дешевой "комсомольской", основанной на Су-30МКК для Китая, и более сложной и дорогой "иркутской" – на основе Су-30МКИ для Индии (к последней принадлежит и Су-30СМ для ВКС России). Причем последние самолеты "комсомольского" семейства были выпушены в 2016 году, в то время как развитие и производство "иркутского" семейства продолжается.

Однако ведущий российский авиастроительный комплекс не планировал полностью сдавать позиции коллеге-конкуренту, и еще в 2005 году, с ориентацией именно на экспорт, был перезапущен проект глубоко модернизированного одноместного истребителя семейства Су-27. Рабочим индексом стал Т-10БМ – последние буквы обозначали "большую модернизацию".

Как следствие, первые несколько лет самолет рекламировался как Су-35БМ. Во многом вдохновителем и двигателем проекта был Михаил Погосян, занимавший пост генерального директора "Компании Сухой".

В 2007 году первый прототип был готов для наземных испытаний, а 19 февраля 2008-го совершил первый полет. Второй прототип взлетел 2 октября того же года. Самолеты несли запоминающуюся окраску: первый "тропическую", а второй – из геометрических фигур относительно привычных серых цветов. Это неудивительно, так как в то время самолет был ориентирован на экспорт, в частности, в Бразилию (позднее эта южноамериканская страна выберет по экономическим соображением самый легкий и, по возможности, дешевый в эксплуатации самолет на рынке – Saab Gripen, но даже этот контракт реализуется крайне медленно).

Однако стартовым покупателем стали родные ВВС – в 2009 году на авиасалоне МАКС был подписан первый контракт сразу на 48 истребителей. В 2010 году закончились заводские испытания, а в 2011 взлетел первый серийный истребитель. Поставки начались со следующего года, а в конце 2015 года был заключен еще один контракт, в этот раз на 50 машин. Тогда же новые истребители впервые заступили на боевое дежурство. Из 98 законтрактованных к весне 2019 года поставлено более 80 машин, летом нынешнего года ожидается подписание очередного контракта. В общей сложности дополнительные закупки Су-35С (возможно, в модернизированном облике) в наступающем десятилетии могут приблизиться к ста единицам.

В январе 2016 года первая четверка истребителей была переброшена в Сирию для участия в антитеррористической операции. Самолеты, периодически сменяясь по ротации, активно привлекались как к воздушному патрулированию и прикрытию ударных групп, так и к самостоятельным ударам по наземным целям. В боевых условиях был отработан весь комплекс вооружения "воздух-земля", от управляемого ракетного и бомбового до пушки и неуправляемых ракет. 

 

Особенности и боевые возможности истребителя

Визуально Су-35С весьма схож с оригинальными Су-27. В отличие от Су-27М, на нем отсутствует ПГО – надобность в нем отпала вследствие оптимизации конструкции планера (изначально ПГО возникла, чтобы исправить небольшие огрехи в центровке и более полно реализовать потенциал аэродинамически нестабильной схемы).

Силовая установка представлена двигателями нового поколения АЛ-41Ф1С с УВТ, несколько облегченными вариантами двигателей истребителя Су-57. По сравнению с двигателями АЛ-31Ф оригинального Су-27 тяга возросла на 16%. Конструкция самолета усилена, что обеспечивает значительный рост ресурса, кроме того, это позволило увеличить запас топлива на две тонны (то, что на западных истребителях и МиГ-29 реализуется крупными накладными баками, потенциал платформы Т-10 позволил реализовать, не уродуя чистоту аэродинамических форм). Впечатляющей демонстрацией дальности полета стал полет истребителя в ноябре 2016 года с севера России в обход Европы до Гибралтара и обратно; пусть и с дозаправками в воздухе, такое обычно под силу только бомбардировщикам.

Впрочем, несмотря на высочайшие маневренные характеристики, которые, кроме двигателей с УВТ, обеспечивает совершенная электродистанционная система управления (ЭДСУ), главным плюсом Су-35С следует считать мощнейший комплекс БРЭО, обеспечивающий качественный рост боевых возможностей. Часть систем унифицирована с истребителем пятого поколения Су-57.

Ядро комплекса БРЭО – самая мощная в мире истребительная БРЛС "Ирбис" с фазированной антенной решеткой и дальностью обнаружения до 400 км (по цели типа "истребитель"). Помимо нее, Су-35С оснащен комплексом средств пассивного обнаружения – оптико-локационной станцией (дальность обнаружения до 90 км) и мощнейшим комплексом РЭБ, включающим средства как радиотехнической разведки, так и активной постановки индивидуальных и групповых помех.

Для более эффективной разведки и поражения наземных целей для самолета создается контейнер целеуказания Т220. Еще на МАКС-2017 этот самолет демонстрировался с подвешенным контейнером и позже неоднократно был замечен с ним на испытаниях, однако текущий статус неизвестен. Оборудование кабины соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, основу его составляют два крупных, занимающих всю приборную панель многофункциональных экрана.

Самолет может нести до 8 т вооружения на 12 узлах подвески, в том числе: 

  • ракеты "воздух-воздух" средней (Р-27, РВВ-СД) и малой (Р-73, РВВ-МД) дальности; планируется оснащение ракетами большой дальности РВВ-БД;
  • ракеты "воздух-земля" семейств Х-29 и Х-31, крылатые ракеты Х-59МК;
  • управляемые бомбы КАБ-500/1500 с различными ГСН;
  • неуправляемые ракеты, кассеты и бомбы. 

 

Прорыв в мир

На старте изначально экспортный проект не получил иностранных заказов, но после этого самолет продемонстрировал свои высокие характеристики и был отработан в серии и в войсках. Первым экспортным покупателем новейшего истребителя стал Китай, подписавший в ноябре 2015 года (после долгих переговоров) контракт на 24 истребителя общим объемом порядка 2,5 млрд долларов. Самолеты были поставлены в 2016–2018 годах и уже освоены китайскими летчиками (вместе с китайскими машинами общее количество серийных Су-35 в конце 2018 года перевалило за сотню). Последний год они активно принимают участие в сопровождении бомбардировщиков и патрульных самолетов, совершающих дальние вылеты к японским берегам и в оспариваемые районы Южно-китайского моря.

Вторым покупателем стала Индонезия, заключившая в начале 2018 года контракт на приобретение 11 истребителей общим объемом 1,14 млрд долларов. Следует отметить, что Джакарта вполне могла стать и первым покупателем, но экономические и политические препятствия (в частности, жесточайшее давление со стороны США) сильно затянули согласование сделки. Внутренние экономические трения между ведомствами в Индонезии замедлили реализацию контракта и после его подписания, так что поставки самолетов, судя по всему, сдвинулись со второй половины 2019 года на 2020 год. Несмотря на все проблемы в реализации, контракт с Индонезией, заключенный вопреки жесткому противодействию США (к слову, именно за покупку Су-35 США наложили санкции на главу Управления по закупкам военной техники Китая Ли Шаньфу и все его ведомство), на деле показывает, сколь привлекателен Су-35 для покупателей по всему миру.

К сделкам, заключенным "с высокой вероятностью", стоит отнести контакт на закупку Египтом "более 20" истребителей на сумму около 2 млрд долларов. Официально стороны подтверждают только факт переговоров, но, вероятно, подобная "скромность" связана с намерением оттянуть "санкционную" реакцию со стороны США. Поставки возможны уже в 2020–2021 годах. К прочим потенциальным покупателям стоит отнести в первую очередь ОАЭ и Пакистан, переговоры с которыми открыто идут уже в течение долгого времени, и ряд других стран.

Все же становится ясно, что, несмотря на противодействие и препоны для российского военного экспорта, третья итерация "Сухих" успешно прорывается на мировой рынок. 

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 3 (56) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры