Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

«Шторм» – российский авианосец ледового класса. Ближайшая перспектива или отдаленное будущее?

Для того, чтобы ответить на вопрос «нужны ли российскому флоту авианосцы?», необходимо четко определиться с самим термином "авианосец" и задачами, которые ставятся перед этим классом военных кораблей.

Задачи авианосцев

Основной ударной силой авианосцев является палубная авиация. Возглавляя авианосные ударные группы (АУГ), авианосцы являются оперативно-тактическими высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.

В задачи авианосцев входят:

- противовоздушная и противолодочная защита морских соединений на марше и на театре военных действий;

- воздушная поддержка сухопутных войск в прибрежной зоне;

- разрушение противовоздушной обороны противника (ПВО);

- завоевание локального превосходства в воздухе;

- уничтожение кораблей противника.

В связи с тем, что сам авианосец является потенциальной и довольно заметной мишенью для вооружённых сил вероятного противника, то, как правило, они не действуют в одиночку, а возглавляют АУГ, в состав которых входит до 10-15 надводных и подводных кораблей.

Что было в СССР

В СССР авианосцы как класс кораблей, де-юре, отсутствовали, а корабли, способные нести авиационные группы назывались авианесущими крейсерами:

- во-первых, в связи с тем, что все крупные советские надводные корабли изначально строились на верфи в Николаеве (Украинская СССР), а проливы Босфор и Дарданеллы, являющиеся воротами в Чёрное и Средиземное моря, находились и находятся под контролем Турции — страны-члена Североатлантического альянса (НАТО), запрет на проход авианосцев через эти проливы устанавливался конвенцией Монтрё 1936 года;

- во-вторых, потому что корабли проекта 1143 - "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку" (после 1990 г. — «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»), обладали значительным крейсерским вооружением (артиллерия; противолодочные, зенитные, противокорабельные ракетные комплексы) и довольно малоэффективным авиационным вооружением (самолёты вертикального взлёта и посадки Як-38, противолодочные вертолёты корабельного базирования Ка-25 и многоцелевые вертолёты типа Ка-27), что продолжалось до появления тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143.5 "Тбилиси", переименованного в дальнейшем в "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на котором в качестве основных самолётов авиационной группы стали применяться истребители горизонтального взлёта МиГ-29К, Су-33 (взлёт с трамплина) и вертолёты типа Ка-27;

- в-третьих, в качестве кораблей, способных нести авиационное вооружение в СССР применялись также крейсеры-вертолётоносцы проекта 1123 («Москва» и «Ленинград»), в качестве основного вооружения на которых выступали вертолёты Ка-25.

В итоге, единственным кораблём Военно-морского флота (ВМФ) СССР, выполнявшим все функции авианосца можно назвать только ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".

ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" оказался настолько удачным, что два корабля проекта 1143 были переоборудованы по его типу и стали способны нести авиационную группировку, аналогичную российскому аналогу:

- Китай купил у Украины недостроенный корабль проекта 1143.6, который после дооборудования с помощью военно-промышленного комплекса России в 2012 г. вошёл в состав Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая под названием "Ляонин";

- корабль проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» стал индийским авианосцем "Викрамадитья";

- результаты интеллектуальной деятельности, разработанные при создании корабля проекта 1143.5, в настоящее время используются при строительстве лёгкого авианосца военно-морских сил Индии "Викрант", способного нести самолёты типа МиГ-29К и вертолёты Ка-28, Ка-31 (модернизации вертолёта типа Ка-27).

Область применения ВМФ России сейчас

До 2009 г. ВМФ России действовал исключительно в рамках обеспечения безопасности границ и территориальной целостности Российской Федерации. Но 23.10.2009 г. Госдума Российской Федерации в третьем заключительном чтении приняла поправки в закон "Об обороне", касающиеся использования Вооруженных Сил Российской Федерации за рубежом. Согласно документу, решение об использовании Вооруженных сил за границей принимает президент на основании постановления Совета Федерации. Поводом для действий армии за пределами Российской Федерации может стать нападение на дислоцированные за границей российские воинские формирования, необходимость защищать граждан России, обеспечение безопасности судоходства, а также для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к России с соответствующей просьбой.

И, начиная с этой даты, появилась возможность в рамках российского законодательства на применение АУГ за пределами территориальных вод Российской Федерации в любой точке Мирового океана.

В связи с этим, целесообразно рассмотреть возможные регионы применения ТАВКР:

- бассейн Северного Ледовитого океана. В последние годы у многих государств возник неподдельный интерес к природным ресурсам берегового шельфа Северного Ледовитого океана, а также в связи со строительством незамерзающего северного морского пути. Восточно-Сибирское море и море Лаптевых почти весь год покрыты льдом, в связи с чем, отстаивание интересов Российской Федерации в данном регионе с помощью ТАВКР без участия ледокольного флота неосуществимо. Одновременно с этим, Карское и Баренцево моря надёжно обороняются Северным флотом ВМФ России - на базе в Североморске и базируется ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". С баз Северного флота оперативно можно передислоцировать АУГ в район Центральной Атлантики для оказания помощи дружественным государствам (например, Куба, Венесуэла);

- Балтийское, Чёрное и Каспийское моря по своей сути являются закрытыми морями, в связи с чем нецелесообразно включать ТАВКР в состав одноимённых флотов, т.к. это в случае начала активного боевого применения может привести в лучшем случае к блокированию их в акватории данных морей, а в худшем — к боевым потерям. Противоздушную оборону на указанных направлениях эффективно может обеспечить применение зенитных ракетных комплексов С-400 («Триумф»), способных уничтожать низко- и высоколетящие цели на дальности до 400 км, уничтожение же надводных и наземных целей могут осуществить ракетные комплексы типа "Калибр" и "Бастион". Авиационную поддержку вполне эффективно можно осуществлять с военных аэродромов, расположенных в данных регионах;

- бассейн Тихого океана. Мирный договор с Японией до сих пор не подписан, в связи с чем до настоящего времени Япония пытается оспорить острова южной части Курильской гряды. Расстояние от Владивостока до Японии меньше 1000 км, а так как тактические радиусы боевого применения самолётов истребительной и дальней авиации, базирующихся на аэродромах Дальневосточного федерального округа покрывают данное расстояние, а Японское море тоже является "закрытым", то АУГ рядом с Владивостоком держать нецелесообразно;

- бассейн Индийского океана. В данном регионе центрами притяжения военной силы многих государств, в том числе стран-участников НАТО, являются регионы Юго-Восточной, Центральной и Малой Азии и страны, расположенные в регионе Персидского, Оманского и Аденского заливов.
В качестве базы дислокации АУГ для оперативного развёртывания и оказания помощи дружественным государствам по реализации симметричных мер военного противодействия, а также борьбы с международным терроризмом в бассейнах Тихого и Индийского океанов идеально подходит военно-морская база Тихоокеанского флота, расположенная на полуострове Камчатка.

В итоге, в качестве баз для российских авианосцев подходят Североморск и Камчатка. Т.к. военная доктрина Российской Федерации не предполагает проведение агрессивной внешней политики, то, по мнению автора, для ВМФ России достаточно иметь в своём составе два корабля типа ТАВКР (авианосец) на тот случай, чтобы АУГ могла оперативно прибыть в указанные выше регионы для выполнения задач по предназначению, демонстрации силы, а также для того, чтобы один из двух ТАВКР планово мог отойти в ремонт.

Воздушные суда, применяемые на ТАВКР

В настоящее время с ТАВКР применяются:

- палубные многоцелевые истребители четвёртого поколения Су-33, с боевым радиусом 1000 км, которые сейчас проходят модернизацию и смогут выполнять ударные задачи, применяя управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" Х-29Т, Х-29Л, Х-31 и Х-59М, а также корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр;

- палубные многоцелевые истребители четвертого поколения МиГ-29К и МиГ-29КУБ - их боевой радиус с тремя подвесными топливными баками к достигает 1300 км; они вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей;

- Су-25УТГ — учебно-тренировочные самолёты на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ, отличающиеся от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.

Возможные перспективы

В СССР на кораблях проекта 1143 ("Киев", "Минск", "Новороссийск", "Адмирал Флота Советского Союза Горшков") базировались самолёты вертикального взлёта и посадки Як-38 — палубные штурмовики, эффективность которых была крайне низка, потому что боевой радиус у них был всего 200 км при вертикальном взлёте и боевой нагрузке 1000 кг, при вертикальном взлёте и боевой нагрузке 2500 кг он вообще снижался до 80 км. При разбеге 200 м и боевой нагрузке 1000 кг его можно было увеличить, но не более чем до 450 км. Штурмовик был дозвуковым, обладал низкой тяговооружённостью, одним маршевым газотурбинным двигателем, наземные и надводные цели мог атаковать в любое время суток, а воздушные цели только в светлое время суток при визуальном наблюдении цели.

Ему на смену должен был прийти Як-141 — многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолёт вертикального/короткого взлёта и посадки с максимальной скоростью на высоте 11 км — 1800 км/ч (М=1,7), у земли: 1250 км/ч (М=1,05) и боевым радиусом до 900 км, способный применять как ракеты "воздух-воздух" Р-27, Р-60, Р-73, Р-77, так и ракеты "воздух-поверхность" Х-25, Х-31, Х-35, а также нести бомбовую нагрузку и блоки с неуправляемыми авиационными ракетами. Но проект был закрыт 2003 году.

С середины 1990-х гг. ОКБ имени Яковлева в инициативном порядке начало проектирование самолёта 5-го поколения вертикального взлёта и посадки Як-201. Работы остановились на стадии эскизного проекта по финансовым причинам.

На самолёте предполагалось использовать единый подъёмно-маршевый двигатель с механическим приводом на подъёмный вентилятор, установленный за кабиной пилота. Сопло маршевого двигателя предполагалось выполнить поворотным. Прорабатывались варианты как с плоским, так и с круглым соплом. Возможность изменять вектор тяги делало самолёт сверхманевренным. Вооружение самолёта предполагалось разместить в специальных отсеках внутри фюзеляжа.

Реализация проекта Як-201 могла бы позволить использовать данные самолёты на модернизированных тяжёлых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов", "Пётр Великий" за счёт того, что он способен осуществлять взлёт и посадку вертикально.

То, что Министерство обороны не отказалось от идеи авианосца, свидетельствует активное строительство инфраструктуры: уже построен тренажёрный комплекс палубной авиации, аналогичный крымскому полигону взлётно-посадочных систем «Нитка».

В настоящее время уже существует проект 2300 перспективного многоцелевого тяжёлого атомного авианосца (суперавианосца) ледового класса «Шторм», разработанный в Крыловском государственном научно-исследовательском центре, модель авианосца впервые была показана на Международном военно-техническом форуме "Армия-2015".

Корабль должен быть способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того должен обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец должен быть оборудован катапультой (паровой или электромагнитной пока не ясно), а также иметь возможность для базирования самолётов дальнего радиолокационного обнаружения.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025-2030 годах.

Автор: Андрощук Евгений Николаевич, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела финансово-экономических проблем интеллектуальной деятельности НИЦ проблем интеллектуальной деятельности Минобороны РФ ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны РФ

Евгений Андрощук стал одним из победителей конкурса, организованного редакцией журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" для журналистов и экспертов ВПК.

Партнеры