В рамках очередного пакета санкций Евросоюз запретил поставки в Россию грузовиков и спецтехники. Запрет начнет действовать с 10 июля 2022 года на контракты, заключенные до 9 апреля.
Запрет коснется дизельных грузовых автомобилей массой 5-10 тонн, бензиновых и газовых – свыше 5 тонн, и спецтехники для установки на автошасси: бетоносмесителей, подметально-уборочных машин, передвижных мастерских, поливомоечных машин, манипуляторов, прицепов и полуприцепов.
Кроме этого под запрет попали бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, гусеничные тракторы, портовая и складская техника, а также пожарная техника и технологии.
Третья часть российского парка состоит из импортных грузовиков. Особенно сильна зависимость от импортных седельных тягачей, которые на 90% состоят из моделей европейской «большой семерки» - Volvo, Daimler, Scania, MAN, Iveco, DAF, Renault.
Российские производители выразили готовность замещать эту продукцию моделями отечественного производства, однако насколько быстро это возможно сделать – открытый вопрос.
По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе заменить импортные грузовики и спецтехнику не получится. В условиях нынешних ограничений главной проблемой станет не обновление автопарка, а проблема эксплуатации – доступности запчастей и расходных материалов. Не исключено, что в этих целях часть машин придется разобрать на детали.