Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ГОЗ. Финмониторинг и ценообразование: предварительные итоги

Подходы к ценообразованию и контроль выполнения ГОЗ стали ключевыми темами дискуссии ведущих экспертов страны. Всероссийская конференция «Гособоронзаказ. Финмониторинг и ценообразование» для специалистов предприятий оборонно-промышленного комплекса состоялась в Петербурге 29 октября.

Читайте нас на:  

Директор Центра оценки рисков государственного оборонного заказа ПСБ Александр Клименченок назвал главными рисками при выполнении ГОЗ нецелевое использование бюджетных средств и несвоевременное исполнение контрактов. Предотвратить их призвана система финансового мониторинга рисков. В числе инструментов Клименченок назвал применение цифровой платформы банка, прогнозирование, а также формирование рейтингов.

Итоги рейтинга диверсификации, составленного ПСБ, озвучил директор Центра аналитики и экспертизы оборонно-промышленного комплекса Промсвязьбанка Александр Маланичев. Сравнение первого и второго опросов показало увеличение среднегодового темпа роста выручки от продукции гражданского назначения (ПГН) на 4% и среднегодового темпа роста инвестиций в ПГН на 7%. Отношение инвестиций в ПГН к выручке от ПГН увеличилось на 5%. При этом в отрасли на 6% упала рентабельность продаж ПГН.

Рейтинг не самоцель, объяснил модератор конференции, генеральный директор Межведомственного аналитического центра Владимир Довгий: «Гособоронзаказ – зона высочайшей ответственности. И многие руководители говорили: «Если мы выполним ГОЗ, все остальное нам простят». Рейтинг показал, что диверсификация воспринимается как задание, но находится в остаточном формате». Вторым выводом Довгий назвал то, что у предприятий ОПК нет опыта работы на рынках, производство гражданской продукции предполагает неопределенность.

Руководитель по развитию банковского сопровождения государственного оборонного заказа ПСБ Илья Апарышев подробно рассказал о банковском сопровождении ГОЗ и контроле денежных средств, выделенных на исполнение ГОЗ на разных этапах: от открытия отдельных счетов до передачи информации в Единую информационную систему. Кроме того, Апарышев коснулся изменений, внесенных в форму выписки из контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

Заместитель директора Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ Сергей Шеремет обратил внимание на важные аспекты при подготовке и предоставлении отчетности предприятий в Минобороны РФ. Он подробно описал элементы отчета, при выявлении критических ошибок по которым отчетность в ЕИС ГОЗ не загружается. По словам эксперта, 90% ошибок при сдаче отчетов об исполнении госконтракта связано с сертификатами, ключами и подписями.

О принципах ценообразования в сфере ГОЗ рассказала начальник 3 отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения ФАС России Юлия Вахрушина. Она описала ситуации, когда государственный заказчик не согласен с ценой и проблемный вопрос должна решать ФАС. Вахрушина перечислила методы определения цены на продукцию и расписала алгоритмы действий при ее расчете.

Начальник 5 отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения ФАС России Никита Ермолаев назвал самой распространенной ошибкой предприятий, на которую обращает внимание антимонопольная служба, превышение норм расходов. Кроме него в черный список специалиста вошли нарушение порядка индексации, опережающее авансирование, актуальность цен на момент закупки.

Советник Управления контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности ФАС России Сергей Бессонов рассказал об изменениях, которые могут появиться в 275-ФЗ. В их числе административный штраф за непредставление расчетно-калькуляционных материалов, совершенствование механизмов опережающего запуска производства продукции и проработка вопроса о возможности списания денежных средств с отдельного счета.

Начальник управления по работе с бюджетной сферой Федеральной службы по финансовому мониторингу Михаил Седов отметил: «275 закон работает. Это демонстрирует динамика за последние годы. Если сравнивать с 2014 годом, то участие «технических» компаний в кооперации снижено в десятки раз. Мы видим положительный результат по всем направлениям, но нельзя сказать, что порядок уже наведен».

В ходе дискуссии участники отметили, что предприятиям часто не хватает разъяснений по сочетанию выпуска продукции по ГОЗ и ПГН. Ответы на многие сложные вопросы прозвучали на конференции «Гособоронзаказ. Финмониторинг и ценообразование» и после ее окончания, уже в кулуарах.

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии»