Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Гражданский» каталог для предприятий ОПК

Пока в сфере госзаказа присутствуют разные варианты каталогизации, оборонпрому не разумно ограничиваться каким-либо одним ресурсом. Так, весьма перспективно участие в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который уже обеспечивает около 13% сделок от всего объема госзаказа.

 

 

Цифры подсказывают

За 9 месяцев уходящего года объем госзакупок, фиксируемых ЕИС, составил 6,7 трлн рублей. Заключено 2,49 млн контрактов на сумму в 5,26 трлн рублей.

В Минфине констатируют, что за это время заказчики разместили в ЕИС 2,2 млн извещений. Преимущественная часть сделок проводилась в формате электронного аукциона, это 70% извещений на 5 трлн рублей.

При этом, с использованием создаваемого Минфином в рамках Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд прошло около 13% сделок.

Найдите тысячу различий

Для предприятий «оборонки» этот каталог актуален далеко не только с точки зрения диверсификации. Правда, у ОПК есть свой Каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации в системе управления жизненным циклом оборонной продукции. И обе системы отличаются, как небо и земля.

Прежде всего, у «гражданского» каталога совершенно особая методика подбора информации. По словам начальника отдела анализа и мониторинга закупок Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Александра Гончарова, каталог ведется в единой информационной системе (ЕИС). И для этой базы данных нет общего закрепленного нормативного документа, который бы в частности требовал прохождения жестких отборочных процедур.

В формировании каждой позиции каталога участвуют все заинтересованные отраслевые органы исполнительной власти, участники рынка со стороны поставщиков и производителей, контрольные органы и даже заказчики - как имеющие опыт закупки определенной продукции.

«Чтобы поменять какие-то характеристики, нам не нужны сложные процедуры. У нас работает экспертный совет, который принимает окончательное решение, - поясняет Александр Гончаров. – И в совет же входят контролирующие органы». Они проверяют предлагаемые параметры на «заточку» под конкретного производителя и на избыточность характеристик.

Работа с неполными данными

Детальное описание имеют порядка 70% позиций Каталога товаров, работ, услуг. В других позициях некоторые характеристики отсутствуют, и заказчику нужно дополнительные характеристики обосновывать.

Александр Гончаров рассказывает о двух из нескольких возможных причинах такого решения.

Взять, к примеру, обычный бензин. Согласно №44-ФЗ, Статья 33 «Правила описания объекта закупки» необходимо руководствоваться техническими регламентами и документами по стандартизации. И оказывается, что на 95-й бензин существует два ГОСТа от 2015 года и еще есть не отмененный более ранний ГОСТ.

«Или масла. Тоже свежий новый ГОСТ. Смотрим характеристики, и они соответствуют международными стандартами 20-летней давности», - констатирует представитель Минфина.

В качестве примера другой причины подходят компьютеры, также сопровождаемые в Каталоге минимальным количеством характеристик. «Вы не увидите там такие характеристики, как диапазон и частота работы процессора. Потому что все специалисты рабочей группы сказали, что тактовая частота работы процессора не важна, а важна производительность», - резюмирует глава отдела, - «Именно поэтому мы не включаем определенные характеристики в каталог».

Не надо выбирать

Есть определенная диспропорция и по объемам информации. Причем, данные по разному структурированы, что мешает объективному сравнению этих объемов. Как бы там ни было, Каталог предметов снабжения Вооруженных Сил насчитывает более 400 тыс. позиций. А Каталог товаров, работ, услуг за 9 месяцев 2019 года увеличил число позиций с 36 тыс. до более 60 тыс. позиций. Но при этом одна позиция- один вид товара - может включать до 5 тыс. наименований.

И немаловажно, что пока на проект Минфина работает «эффект низкой базы». В минувшем году включенные в Каталог позиции позволили провести закупки на общую сумму 250 млрд рублей. Текущий год не закончился, а речь уже идет о 750 млрд. рублей. Правда, около 30% сделок в итоге оказываются не состоявшимися.

Но принципиальная разница подходов в обоих каталогах не позволяет вести речь об организации межведомственного информационного взаимодействия. Соответственно, предприятиям ОПК целесообразно «присутствовать» в двух базах данных. При этом благополучно функционируют и другие каталоги меньшего масштаба: региональные, ведомственные, отраслевые, курируемые как госструктурами, так и частными компаниями. И данные инструменты продвижения своих продуктовых линеек также небесполезны.

Автор - Игорь Чубаха