Как сообщило российское Министерство Обороны, с 2018 года на вооружение ВКС России начнёт поступать новый уникальный учебно-тренировочный самолёт (УСТ) СР-10. Учитывая также планируемое поступление на вооружение новых учебных самолётов начальной подготовки Як-152, по всей видимости, 2018 год станет годом начала масштабного обновления парка учебно-тренировочных самолётов в ВКС России.
В настоящий момент ВКС России испытывают серьёзную проблему в виде недостатка современных учебно-тренировочных самолётов, требуемых как для обучения будущих лётчиков, так и для поддержания навыков лётчиков строевых частей. Основу парка учебно-тренировочных самолётов по-прежнему составляют L-39 "Альбатрос" чешского производства, который начиная с 1970-х годов являлся основным УТС в СССР и странах Варшавского Договора. Замена L-39 планировалась ещё в конце 1980-х годов, однако по причине распада СССР и катастрофической экономической ситуации вопрос создания нового УТС был отложен в "долгий ящик" и вернулись к тему лишь в начале двухтысячных годов. Вполне логичным представлялся вариант закупки в Чехии УТС L-159, представляющего собой современную версию "Альбатроса". Однако такой вариант был совершенно неприемлем по политическим соображениям, ввиду изменения "геополитической ориентации" Чехии и вступления её в НАТО в 1999 году.
В двухтысячных годах в рамках конкурса, объявленного ВВС России на создание нового УТС одержал победу самолёт Як-130, совместной разработки ОКБ им. Яковлева и итальянской авиастроительной фирмы Aermacchi, "обойдя" УТС МиГ-АТ разработки ОКБ Микояна. С 2011 года было начато производство Як-130. На текущий момент в учебные соединения ВКС России поставлено порядка 80 Як-130, из которых 65 поставлены в рамках контракта 2011-2015 года, производство ещё 30 ведётся в рамках Гособоронзаказа на 2016-2018 годы.
Вместе с тем, потребность ВКС России в новых учебно-тренировочных самолётах оценивается в 250 машин. Имеющиеся же L-39, имеющиеся в ВКС России предельно изношены и их списание в виду полной выработки ресурса неизбежно в обозримом будущем.
Однако, существенно изменить данную ситуацию в будущем станет возможным благодаря началу серийного производства нового УТС СР-10. СР-10 уникален практически во всём, начиная с момента создания. Проект самолёта был разработан всего лишь силами двух конструкторов-энтузиастов - Максима Миронова и Сергея Юшина, а первый опытный образец построен силами опытного производства частного конструкторского бюро "Современные авиационные технологии". Самолёт разрабатывался как лёгкий реактивный спортивный самолёт, но быстро привлёк к себе внимание со стороны Министерства Обороны, которое проявило большую заинтересованность к нему в качестве нового УТС. Впервые СР-10 в виде полноразмерного макета был представлен на авиасалоне МАКС-2009, а в конце 2015 года состоялся его первый полёт. Уже через полгода Министерством Обороны, представителей которого впечатлили результаты первых полётов нового самолёта приняло решение об активном финансировании дальнейших работ, а в 2017 году начались государственные лётные испытания СР-10. Серийное производство СР-10 начнётся в 2018 году. Впервые в истории ВКС России Министерство Обороны будет закупать самолёт разработанный и производимый частной самолётостроительной фирмой.
СР-10 имеет максимальную взлётную массу всего в 3100 кг, что более чем в 1.5 раза меньше, чем у существующих L-39, может развивать скорость до 800 кмч и имеет потолок до 11 километров. По сравнению с "Альбатросом" СР-10 имеет меньший радиус виража и гораздо более высокую манёвренность и скороподъёмность. Высокие манёвренные характеристики достигаются за счёт использования крыла обратной стреловидности. Собственно само название самолёта расшифровывается как "Самолёт Реактивный, со стреловидностью крыла -10 градусов". Крыло обратной стреловидности обеспечивает высочайшую манёвренность, отличную управляемость самолёта даже на очень малых скоростях, большую подъёмную силу, нежели крыло "прямой" стреловидности, а также значительно улучшает взлётно-посадочные характеристики, максимально сокращая длину разбега и пробега самолёта. Единственный минус данного крыла - упругая положительная дивергенция, или просто разрушение и скручивание крыла на сверхзвуковой скорости, что требует его существенного усиления с использованием различных композитных материалов. Однако стоит заметить, что СР-10, являясь лёгким УТС физически не может развить такие скорости, на которых происходило бы данное явление. СР-10 - очень простой в управлении самолёт, что позволяет легко освоить его курсантам, имеющим базовую начальную полётную подготовку на самолётах Як-52 (которые в ближайшее время активно начнут заменять новые Як-152). При этом СР-10 очень простой и дешёвый в производстве, а также дешёвый в эксплуатации, что скорее всего в лучшую сторону отразиться на подготовке курсантов лётных училищ. И что немаловажно, собран полностью из отечественных комплектующих. Изначально, первый лётный прототип был оснащён двигателем АИ-25ТСР с тягой 1750 кгс украинского производства. Однако серийные машины будут оснащены двигателем АЛ-55 полностью российского производства.
СР-10 может иметь как весьма просто бортовое радиоэлектронное оборудование, предназначенное для узкого круга задач (например начального обучения курсантов в простых метеоусловиях), так и весьма "продвинутое". В частности сообщалось, что приборная панель СР-10 может быть унифицирована с приборной панелью Як-130.
Таким образом, производство СР-10 позволит начать быстрое переоснащение парка УТС в ВКС России и полностью заменить все L-39 не только в лётных училищах, но и в строевых частях, позволяя легко поддерживать лётные навыки личного состава. С появлением СР-10 ВКС России перейдут на трёх. Первоначальную подготовку курсанты лётных училищ будут получать на новых поршневых УТС Як-152, затем осваивать управление реактивными самолётами на СР-10, а финальная стадия обучения уже будет проходить на УТС Як-130. Такая система обучения позволит существенно улучшить уровень подготовки будущих лётчиков ВКС России.
Вполне возможно, что заинтересованность в новом самолёте проявит и ВМФ России. Учебный самолёт с крылом обратной стреловидности отлично подходит для первичной подготовки палубных лётчиков и возможно даже появится и версия СР-10 корабельного базирования.
Павел Румянцев