Вооруженные силы Ее Величества: возвращение в Арктику

Текст: А. Павлов, Д. Бударин  

В марте 2018 г. в ходе совместных американо-британских арктических учений ICEX-2018 британская многоцелевая атомная подводная лодка "Траншент" (Trenchant), пробив лед, всплыла на поверхность в море Бофорта к северу от Аляски. Это событие ознаменовало собой начало давно уже обсуждавшегося экспертами и политиками Соединенного Королевства возвращения вооруженных сил Великобритании в Арктику после более чем десятилетнего перерыва. 

На фото: Британский ледокол Protector 


Уход: причины и последствия 

Великобритания, как известно, не является в полном смысле арктической державой. Она не имеет в Арктике ни территориальных вод, ни особой экономической зоны. Все же, находясь не слишком далеко от Северного полярного круга и обладая протяженной береговой линией, Великобритания всегда рассматривала Арктику как особо важный для обеспечения национальной безопасности регион. В период холодной войны, как и ранее, островное положение Великобритании оценивалось не только как ее преимущество, но и как источник уязвимости. С этой точки зрения арктический регион представлял собой ближайшие подступы к национальной территории. Не случайно в период холодной войны Великобритания играла особую роль в обеспечении обороны северного фланга НАТО.

В первые годы XXI века военная активность Великобритании в Арктике постепенно сокращалась. В марте 2007 г. в ходе очередных арктических учений ICEX на британской многоцелевой атомной подводной лодке "Тайрлесс" (Tireless) класса "Трафальгар" произошел взрыв, приведший к гибели двух членов экипажа и ранению еще одного. Взрыв имел технические причины, серьезных повреждений лодка не получила, смогла без дальнейших происшествий вернуться на базу и вскоре после ремонта опять вступила в строй. Хотя инцидент и не был напрямую связан с нахождением этой подводной лодки именно в Арктике, правительство приняло решение полностью прекратить подледное патрулирование подводных лодок.

Вскоре аналогичное решение было принято и относительно военно-воздушных сил. В 2011 г. был снят с вооружения последний из патрульных самолетов дальнего действия типа "Нимрод", главной задачей которых на севере был поиск подводных лодок и надводных кораблей и слежение за ними. Замены не последовало, и с этого времени Великобритания вынуждена была в решении подобных задач полагаться на союзников. Прежде всего проблему помогали решать норвежцы – Норвегия расширила свою зону патрулирования на некоторые из тех секторов Северного моря, которые ранее патрулировали британские самолеты.

Сухопутные силы действовали в том же направлении. Постепенно сокращалась интенсивность зимних тренировок британских коммандос на севере Норвегии, где они проходили подготовку к действиям в условиях холодного климата. Причем, как заявил в июле 2014 г. в ответе на парламентский запрос представитель министерства обороны, это делалось не вследствие отвлечения сил на операцию в Афганистане, а из-за "снижения необходимости".

Надо сказать, что такое ослабление военной активности совсем не означало снижения интереса к Арктике в целом. Наоборот, постепенное уменьшение ледяного покрова, открывавшее доступ к новым источникам ресурсов и транспортным путям, не оставалось в Великобритании, как и в других странах, без внимания.

Британские эксперты и политики давно ратовали за активизацию политики на арктическом направлении, за выход Великобритании на широкие просторы "Большого Севера", не ограниченного регионом, прилегающим к Северной Атлантике. В то же время, до начала кризиса в отношениях с Россией, вопросы военной безопасности в Арктике оставались на втором плане. Регион считался вполне стабильным, серьезных угроз и вызовов военного характера не наблюдалось, как и перспектив их скорого появления.

Арктическая зона_Новый оборонный заказ. Стратегии

Арктическая зона

 

Например, в выпущенном в 2013 г. документе, озаглавленном "Адаптируясь к изменениям – политика Соединенного Королевства в отношении Арктики" ("Adapting To Change – UK policy towards the Arctic"), акцент делался на проблемы эффективного управления, экономического развития и охраны окружающей среды. Проблемам обеспечения безопасности в этом документе посвящен лишь один небольшой фрагмент, гласивший, что "Великобритания остается привержена поддержанию стабильности и безопасности в арктическом регионе".

Цель эту предполагалось достигать посредством широкого многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере обороны и безопасности. "Роль НАТО по-прежнему будет ключевой, так же, как и участие Великобритании в Круглом столе арктических сил безопасности, в рамках которого развивается сотрудничество по таким направлениям, как слежение за обстановкой и проведение поисково-спасательных операций", – говорилось далее.

Российский фактор 

Ситуация начала меняться по мере нарастания противоречий в отношениях с Россией. Опубликованный в феврале 2015 г. первый доклад специально созданного комитета по проблемам Арктики Палаты лордов британского Парламента уже содержал упоминание о росте военной активности России в Арктике и о резком нарастании противоречий между Россией и Западом из-за кризиса на Украине. Однако эти замечания сопровождались рассуждениями о том, что рост российской военной активности в Арктике может и не быть угрозой для других стран, поскольку Россия лишь восстанавливает свой былой потенциал, да и то на значительно меньшем уровне, чем в период холодной войны, заботясь при этом лишь о безопасности своих северных рубежей.

Перспективы проецирования конфликтных отношений на арктический регион также оставались пока неясными. Члены комитета призывали правительство постараться оградить Арктику от негативного влияния развивающегося противостояния России и Запада, полагая, что в этом заинтересованы все. Главную проблему в данном случае они усматривали в том, что намерения и дальнейшие действия России трудно было предсказать.

В том же духе были выдержаны выводы по ситуации в Арктике комитета по обороне Палаты общин, содержащиеся в опубликованном в 2016 г. докладе под названием "Россия: значение для обороны и безопасности Соединенного Королевства" ("Russia: Implications for UK defence and security"): "В настоящее время Арктика не является милитаризованной зоной, но растущая напряженность не позволяет точно прогнозировать будущее".

В недавнем докладе этого же комитета, озаглавленном "На тонком льду: Оборона Соединенного Королевства в Арктике" ("On Thin Ice: UK Defence in the Arctic", 2018), было еще раз обозначено разнообразие мнений опрошенных комитетом экспертов относительно целей, преследуемых Россией в Арктике, но вывод самого комитета звучал совершенно определенно. Военно-стратегические проблемы начали выдвигаться в арктической политике Великобритании на первый план, и можно с уверенностью констатировать, что причиной тому стало прежде всего нарастание конфликтных тенденций в отношениях с Россией. 

Силы и средства

Необходимость усиления военного потенциала на арктическом направлении сегодня уже практически ни у кого в Великобритании сомнений не вызывает, но, как это часто бывает, решение вопроса осложняет серьезный недостаток сил и средств. Проще и быстрее всего оказалось задействовать имеющиеся силы, например морскую пехоту и специальные подразделения. Возобновление и расширение масштабов регулярных зимних учений этих частей на заполярных территориях Норвегии началось уже зимой 2014–2015 г. и продолжается до настоящего времени.

В учениях регулярно участвует около 800 человек, которые отрабатывают действия в условиях экстремально низких температур, в том числе высадку десанта с моря и с воздуха. Постепенно увеличивался уровень участия британских вооруженных сил в регулярно проходящих на территории Норвегии учениях НАТО "Cold Response". В недавних масштабных учениях НАТО "Trident Juncture" в октябре-ноябре 2018 г. приняли участие около 2700 британских военнослужащих, включая команды шести кораблей Королевского военно-морского флота.

Для военно-морских сил Великобритании возвращение в Арктику оказалось непростой задачей. Решение о возобновлении периодического патрулирования атомных ударных подводных лодок под арктическими льдами было принято еще в 2015 г., но выполнить его cразу не удалось. Отсутствие опыта плавания подо льдами у команд британских субмарин заставило отложить первый поход и отправить сначала двух офицеров на стажировку на американскую подводную лодку, участвовавшую в учениях ICEX-2016. Наконец, в марте 2018 г. в очередных учениях ICEX наряду с двумя американскими подводными лодками приняла участия и британская "Треншент" (Trenchant). Учения прошли успешно, однако более долгосрочные перспективы патрулирования британских подводных лодок под арктическими льдами остаются не совсем ясными.

Имеющиеся на вооружении Королевского военно-морского флота подводные лодки типа "Трафальгар" создавались с учетом возможности подледного плавания и способны, не рискуя получить повреждения при всплытии, пробивать лед толщиной до 60 см, а в чрезвычайной ситуации – и более, с минимальными допустимыми повреждениями. Эту способность они неоднократно демонстрировали в ходе эксплуатации в арктических широтах в 1990-е и 2000-е гг., вплоть до 2007 г. Субмарины этого типа вступали в строй с 1983 по 1991 г., и в настоящее время из семи построенных подводных лодки четыре уже выведены из состава флота. Последнюю подводную лодку планируется списать в 2022 г.

Идущие им на смену подводные лодки типа "Эстьют" (Astute) также создавались с учетом возможного их использования в Арктике, однако особенности их конструкции заставляют экспертов сомневаться в том, что они обладают теми же возможностями, что и их предшественницы. Лед толщиной 60 см для них также не должен стать проблемой, но попытка пробить более толстый лед может привести к серьезным последствиям. Кроме того, эти лодки никогда еще не испытывались в арктических льдах, и предсказать точно, как они себя проявят в экстремальных условиях, специалисты не решаются.

Надводные силы флота Соединенного Королевства обладают лишь одним судном, пригодным для использования в ледовых условиях Арктики, – ледоколом "Protector". Этот корабль был построен в Норвегии, вступил в строй в 2001 г. и в течение десяти лет плавал под норвежским флагом. В 2011 г. он был арендован, а затем приобретен Великобританией для обеспечения непрерывности исследовательской работы в Антарктике в связи с выводом из состава флота его предшественника – ледокола "Эндюранс" Endurance. Как видно, хотя этот корабль и принадлежит военно-морским силам, он не является боевым кораблем и используется в основном в Антарктике, где выполняет функции исследовательского судна.

Недавно достроенный самый крупный корабль британского флота авианосец "Куин Элизабет" (Queen Elizabeth) в настоящее время проходит испытания, его ввод в строй планируется на 2020 г. Дальность автономного плавания в 10 000 морских миль позволяет использовать его, в том числе, для выполнения задач за Северным полярным кругом, хотя, конечно же, не в арктических льдах. Министерство обороны Великобритании уже заявляло, что корабль был сконструирован как многофункциональный, и он будет применяться не только в Северной Атлантике, но и в Северном Ледовитом океане.

Британский авианосец Куин Элизабет_Queen Elizabeth

Британский авианосец "Куин Элизабет" (Queen Elizabeth)

 

Некоторые сомнения у экспертов Министерства обороны вызывает эффективность применения в Арктике самолетов F-35B, которые поступают на вооружение британского авианосца. Этот самолет c коротким взлетом и вертикальной посадкой обладает наименьшим из всех модификаций F-35 боевым радиусом (около 930 км против 1230–1240 км у других версий), что ограничивает возможности применения таких самолетов на широких арктических пространствах. В декабре 2018 г. в прессе появилась информация о подготовке "Куин Элизабет" к походу за Северный полярный круг для выполнения некой специальной миссии.

Практически все остальные боевые корабли ВМС Великобритании также не были специально приспособлены к ведению продолжительных действий в условиях Арктики и могут использоваться там только весьма ограниченно. Например, новейшие эсминцы типа "Деринг" (Daring) прежде всего действуют в Атлантике и в районе Персидского залива. Существуют сомнения в надежности двигателей этих кораблей при эксплуатации в условиях экстремально высоких и низких температур.

При подготовке британским правительством новой арктической стратегии Королевские военно-воздушные силы также не были забыты. Еще в 2015 г. правительство приняло решение о восстановлении утраченной способности ВВС осуществлять дальнее морское патрулирование. Для этих целей решено было закупить в США девять самолетов P-8A "Посейдон", способных, в том числе, осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок. Они будут базироваться на базе ВВС Лоссимут на севере Шотландии, там, где ранее находились самолеты "Нимрод". Первый самолет должен быть получен уже в 2019 г., а в следующем году начнется регулярное патрулирование морских просторов. Одновременно с этим осенью 2017 г. на одном из самых северных Шетландских островов начались работы по реактивации и модернизации радарной станции, способной следить за воздушной обстановкой к северу от Шотландии.

Перспективы

В сентябре 2018 г. министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон официально объявил о начале реализации новой арктической стратегии страны. Официальный документ правительством еще не выпущен, однако основные направления стратегии министр кратко изложил. На настоящий момент можно выделить несколько конкретных мер, которые собирается предпринять правительство.

Прежде всего, как и ранее, Великобритания придает особое значение взаимодействию с партнерами по НАТО, среди которых на первом месте стоят Норвегия и США. Согласно озвученным планам, учения британских морских пехотинцев и сил специального назначения в зимних условиях в Норвегии станут более регулярными и продолжительными. Как уже говорилось, сейчас в них ежегодно принимает участие около 800 человек, используется множество различной техники, в том числе вертолетные подразделения и разнообразные десантные суда. Более того, если ранее английские части лишь использовали предоставляемую Норвегией территорию, то теперь планируется сделать эти учения совместными норвежско-британскими и включить британские части в общий план обороны Норвегии.

В патрулировании морских пространств к северу от Шотландии планируют принять участие и американцы. Американские "Посейдоны" на регулярной основе будут базироваться в Лоссимуте вместе с британскими. В 2019 г. США планируют выделить около 80 млн долларов на развитие инфраструктуры этой базы военно-воздушных сил. Кроме этого, в 2019 г. четыре истребителя "Тайфун" британских ВВС впервые будут осуществлять патрулирование в небе Исландии в рамках сотрудничества стран НАТО (Исландия не имеет собственных вооруженных сил, и защиту ее воздушного пространства обеспечивают партнеры по НАТО).

Военно-морским силам, и прежде всего планам их развития в будущем, уделяется особое внимание. Патрулирование британских ударных атомных подводных лодок в Арктике, включая походы под арктическими льдами, станет осуществляться на постоянной основе, в том числе во взаимодействии с американцами в рамках учений ICEX. Правительство также рассматривает вопрос о необходимости адаптации уже стоящих на вооружении надводных кораблей к действиям в арктических условиях, а также о включении соответствующих пунктов в список требований, предъявляемых при проектировании перспективных морских систем.

Подводя итог, можно сказать, что постепенно, но при этом довольно быстро, арктическое направление перемещается в центр британской политики обеспечения национальной безопасности и обороны, и российский фактор играет в этом ключевую роль. Восприятие растущей угрозы усиливается, заставляя пересматривать ранее принятые решения. В то же время пока еще Великобритания старается действовать достаточно осторожно. Развитие военной активности не предполагает создания каких-либо специальных арктических сил или группировок. Речь пока идет лишь о восстановлении тех сравнительно скромных возможностей, которыми вооруженные силы Великобритании обладали в начале XXI в. Осознается опасность того, что резкое усиление вооруженных сил на северном направлении может спровоцировать Россию на ответные действия, что приведет к общему росту напряженности в регионе. 

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 2 (55) 2019г. , Санкт-Петербург 

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры