Как стало известно, перспективный российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 "Премьер" совершит первый полёт в 2018 году.
Разработка А-100 началась ещё в 2000-х годах и предназначен он для замены в перспективе существующего парка самолётов ДРЛО А-50. Несмотря на внешнее сходство с А-50, А-100 будет выполнен на базе новейшего транспортного самолёта Ил-76МД-90 (А-50 создан на "платформе" Ил-76). Однако, лётно-технические характеристики самолёта на базе которого будет сделан А-100 не так важны, как РЛС комплекс радиоэлектронного оборудования, которые являются главным "оружием" самолёта.
О характеристиках радиоэлектронного комплекса А-100 (как и модернизированных А-50), создаваемого концерном "Вега" неизвестно практически ничего по соображениям строжайшей секретности. Известно лишь то, что А-100 получит принципиально новую РЛС ("гриб" над фюзеляжем, характерная черта всех самолётов ДРЛО) с активной фазированной решёткой (АФАР), что обеспечит рост дальности обнаружения целей, а также многократное увеличение количества сопровождаемых целей и уверенное выделение низколетящих целей с низкой эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР) на фоне земли. Лучшие характеристики Ил-76МД-90А по сравнению с "базовым" Ил-76МД, а также уменьшение массы и габаритов оборудования, которое будет полностью цифровым, позволят увеличить количество автоматизированных рабочих мест на борту. Также нет никаких сомнений, что комплекс радиоэлектронного оборудования на борту позволит обнаруживать все виды целей - воздушные, наземные и надводные цели и в режиме реального времени передавать информацию самолётам, кораблям, наземным командным пунктам и станциям автоматизированного управления ПВО. Также возможности А-100 позволят работать в "связке" с новейшими ЗРК С-400, С-350 и перспективными С-500, обеспечивая загоризонтное целеуказание для их зенитных ракет с активными головками самонаведения.
Наибольшую сложность в создании самолёта представляет отработка комплекса электронного оборудования. По имеющимся сведениям, всё оборудование самолёта уже готово и прошло все виды стендовых испытаний. Однако первоначально в марте оно будет установлено на самолёт Ил-76МД, который выступит в качестве летающей лаборатории и получит индекс А-100ЛЛ. Затем, после тестирования комплекса на летающей лаборатории, он будет установлен на "штатный" носитель - Ил-76МД-90А, и таким образом первый А-100 совершит первый полёт в 2018 году. При этом, как сообщалось ранее, один Ил-76МД-90А уже был предоставлен в распоряжение Таганрогского авиационного научно-технический комплекс (ТАНКТ) имени Г. М. Бериева, где осуществляется производство и модернизация российских самолётов ДРЛО, для переоборудования в А-100.
Павел Румянцев
По материалам "РИА Новости"