Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Руслан Цаликов: Важно обеспечить раздельный учёт средств, используемых по гособоронзаказу

Минобороны развивает и совершенствует систему мониторинга гособоронзаказа, которая позволяет контролировать финансовые потоки, направленные на закупку вооружения, военной и специальной техники.

ГОЗ, выполняемый в интересах армии и флота, не тормоз, а локомотив экономики. Об этом заявил Руслан Цаликов, первый заместитель министра обороны, выступая с лекцией в Военном университете Минобороны РФ.

Подробный отчет о выступлении Цаликова опубликован в газете "Красная звезда".


Как сообщил замминистра обороны Руслан Цаликов, более 3 млн человек работают на предприятиях ОПК, а к этому еще нужно прибавить примерно 2,5 млн членов семей. Получается, что Минобороны это не только крупнейший в стране работодатель, но и финансист семейных бюджетов.

Министерство обороны загружает сегодня в объёме от 40 до 80 процентов радиоэлектронную, судостроительную, ракетостроительную, авиастроительную, автомобилестроительную, медицинскую, строительную отрасли, – заявил Руслан Цаликов.

И тут стоит напомнить, что расходы на ГОЗ и государственную программу вооружения позволяют российской промышленности планировать свою деятельность на годы вперёд, модернизировать производственную базу и наращивать гражданское производство. Когда предприятия ОПК увеличивают производство, повышается спрос на сырьё, электроэнергию, услуги транспорта и т.д. Это, в свою очередь, приводит к росту макроэкономических показателей. При этом в казну на федеральном и региональном уровнях часть этих денег возвращается в виде налогов.

Строительство Вооружённых Сил ведётся исключительно за счёт средств, выделяемых из государственного бюджета. Как отметил Руслан Цаликов, в финансовом плане сегодня более актуально решение вопросов, связанных с рачительным расходованием финансовых средств.

Напомним, что в прошлом производители нередко получали аванс на выполнение ГОЗ, размещали финансы на счёт предприятия и, образно говоря, умывали руки. В итоге государство средства потратило, а продукции нет, зато есть множество объяснений о причинах невыполнения контракта. Такое положение дел недопустимо, были приняты меры по изменению ситуации.

В 2015 году по поручению Президента России с целью мониторинга расходования денежных средств, выделенных на ГОЗ, создана и функционирует единая информационная система государственного оборонного заказа (ЕИС ГОЗ).

Финансовый мониторинг позволил разобраться в причинно-следственных связях по гособоронзаказу, была создана межведомственная система контроля выполнения госзаказа. Налаженное межведомственное взаимодействие обеспечило прозрачность финансовых потоков на всех этапах оборонного заказа.

Справка

Мониторинг (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – непрерывное наблюдение за какими-либо объектами, анализ их деятельности как составной части управления. Финансовый мониторинг применительно к исполнению ГОЗ можно определить как наблюдение за финансовыми потоками по госконтрактам в целях предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с нецелевым, неэффективным и незаконным использованием бюджетных денежных средств, направленных для исполнения госзаказа.

  • На Минобороны возложена обязанность по координации и ведению ЕИС ГОЗ.
  • На Росфинмониторинг – выявление незаконных сделок и взаимодействие с правоохранительными органами. 
  • На Федеральную антимонопольную службу – определение административных нарушений и наложение санкций. 
  • Банк России отвечает за финансовый контроль и сопровождение денежных средств. 

* * *

По словам Руслана Цаликова, система мониторинга гособоронзаказа, которую ввели три года назад, помогает эффективно расходовать бюджетные средства, оценивать финансовые риски невыполнения контрактов. Она стала важным элементом синхронизации строительства инфраструктуры и производства вооружения.

– Благодаря введению системы мониторинга ГОЗ Минобороны получило возможность отслеживать всю цепочку кооперации. Размеры неиспользуемых остатков на счетах головных исполнителей сократились в разы, – подчеркнул первый замминистра.

Руслан Цаликов рассказал, что раньше совещания в Минобороны, проходившие с участим представителей промышленности, принимали порой формат высказывания мнений, а сейчас, когда имеется вся информация о движении финансовых средств, их расходовании, руководители предприятий, как говорится, от слов перешли к делу. Ведь о любом бездействии или некомпетентном руководстве свидетельствуют факты о ходе выполнения контракта. А при отрицательном фоне работ недалеко и до оргвыводов, обусловленных срывом выполнения гособоронзаказа.

Военным ведомством обеспечена сбалансированность целей, планов и задач в Вооружённых Силах. Именно на неё была нацелена деятельность Минобороны с конца 2012 года. Элементом сбалансированности стало обеспечение эффективного расходования бюджетных средств. Его позволила достичь система финансового мониторинга.

Минобороны развивает и совершенствует систему организации исполнения и мониторинга гособоронзаказа, которая позволяет контролировать финансовые потоки, направленные на закупку вооружения, военной и специальной техники.

– Мы успешно работаем в рамках этой системы, двигаемся в направлении повышения её эффективности. Крайне важно не смешивать бюджетные средства ГОЗ с другими, то есть обеспечить раздельный учёт средств, используемых по гособоронзаказу, и всех иных, – подчеркнул первый замглавы военного ведомства.

В настоящее время у Минобороны в зоне особого внимания федеральные законы, регулирующие госзакупки. Они нацелены лишь на минимизацию стоимости контракта и никоим образом не связаны с качеством поставляемой продукции, за исключением явного брака. Завершая выступление, Руслан Цаликов высказал мнение, что пришло время поработать над совершенствованием соответствующей законодательной базы.

 

Текст: Юрий Авдеев"Красная звезда


Рекомендуем прочитать статью "Концепция раздельного учета по контрактам ГОЗ", опубликованную в одном из номеров журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии".