Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Борис Ярышевский: «Финансирование проектов диверсификации – это всегда нестандартное решение»

ПСБ работает по уникальной бизнес-модели – как опорный банк для ОПК он сопровождает крупные государственные контракты и государственный оборонный заказ и при этом активно развивает рыночные сегменты бизнеса. В этом есть свои особенности.

 

В интервью журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» старший вице-президент – директор блока стратегии и проектов развития ПСБ Борис Ярышевский рассказал, как банку удается совмещать успешное решение этих задач и находить новые «окна возможностей» для роста и развития.

 

ПСБ работает по достаточно сложной модели, при этом уже несколько лет быстрыми темпами наращивает активы. Что позволяет вам удерживать высокие показатели роста бизнеса?

– ПСБ сейчас – говорю без преувеличения – уникальная история. Ни в одной стране мира нет оборонного банка. Есть банк, который обслуживает военнослужащих своей страны за рубежом, – United States Army Bank, но у него очень узкий функционал. При создании модели работы ПСБ не было каких-то ориентиров, зарубежных аналогов. Но, несомненно, мы нашли баланс, который позволяет нам быть опорным банком для ОПК, выполнять все поставленные государством задачи и при этом сохранять универсальность. Сейчас мы, с одной стороны, консолидируем средства гособоронзаказа. Это большие объемы – ПСБ уже сопровождает более 65% всех контрактов, которые в этой сфере заключены. С другой стороны, мы финансируем предприятия оборонно-промышленного комплекса и делаем это активно. Также наша стратегия заключается в том, чтобы оставаться универсальным банком, банком, который работает во всех нишах банковского бизнеса. Это и гражданские проекты корпоративного бизнеса, и розница, и малый и средний бизнес. Так что мы обеспечиваем активный рост за счет планомерного развития этих направлений.

 

На какие инвестиционные проекты вы возлагаете надежду с точки зрения получения прибыли? Нет ли задачи превратить ПСБ в некую экосистему?

– У нас нет самоцели сформировать экосистему. Когда мы видим, что у наших клиентов появились новые потребности, то делаем донастройку банковских сервисов, адаптируем соответствующим образом набор решений, которые не являются классическими банковскими, то есть развиваем те направления, которые комплементарны основным банковским продуктам.

 

Борис Ярышевский, старший вице-президент – директор блока стратегии и проектов развития ПСБ

Какие направления вы можете назвать перспективными? В какие проекты, на ваш взгляд, стоит вкладывать интеллектуальный, кадровый, временной и финансовый ресурс?

– Если говорить про развитие сервисов и услуг, то мы для себя абсолютно четко решили оставаться в пределах финансового сегмента, сохраняя фокус на традиционной банковской деятельности. В то же время, следуя потребностям наших клиентов, мы также строим «помогающий» бизнес. Речь идет об аутсорсинге бухгалтерского учета, онлайн-бухгалтерии, консультациях по налоговым вопросам, логистике, профессиональных и консультационных услугах.

Кроме того, мы видим, что у некоторых наших клиентов из сферы ОПК есть потребность в повышении маркетинговых компетенций, есть запрос на продвижение продукции. Особенно актуально это для проектов в рамках диверсификации. Если предприятие, исполняющее ГОЗ, производит продукцию в рамках диверсификации, ему нужны новые компетенции – товар пойдет на открытый рынок.

Создание таких «помогающих» сервисов дает, например, предприятиям ОПК возможность закрыть непрофильные для них ниши, работу в которых было бы удобно и логично отчасти отдать на аутсорсинг. Мы можем сделать «под клиента» комплексный продукт, который будет помогать решать его задачи.

 

Есть ли среди сервисов ПСБ предложения в сфере обучения и образования?

– Да, и это очень важная тематика. За время нашей работы в статусе опорного банка для ОПК мы накопили богатый опыт в сфере экономического развития и корпоративного управления и готовы помогать специалистам отрасли профессионально совершенствоваться. Академия ПСБ сейчас включает программы развития специалистов финансовых служб, предлагает обучение по финансовым стратегиям для диверсификации предприятий ОПК и по сопровождению ГОЗ. Также мы постоянно проводим онлайн-вебинары для методологической поддержки предприятий ОПК по вопросам выполнения гособоронзаказа. Мы ведем переговоры с рядом вузов и планируем запускать масштабные образовательные программы. Для отдельных профессий внутри сектора ОПК мы планируем разрабатывать программы уровня магистратуры.

Почему это важно? Экономика предприятия, которая живет по рыночным принципам, и экономика ГОЗ – это две принципиально разные сферы. А в университетах преподают только рыночную экономику. И получается, что когда финансовый или коммерческий директор приходит на предприятие ОПК, он начинает самостоятельно во всем разбираться. Это направление имеет высокий потенциал для развития. Поэтому мы хотим на базе вузов выстраивать совместные программы.

 

ПСБ сегодня сопровождает более 65% контрактов по гособоронзаказу, это значительная доля. Можно ли с этой точки зрения рассматривать банк как некий центр отраслевых коммуникаций, где участники рынка могут эффективно выстраивать взаимодействие? Думали ли в ПСБ о создании такой коммуникационной среды через банковские сервисы?

– Безусловно. ПСБ готов выступить площадкой для коммуникации и общения предприятий в прямом смысле слова. Мы создаем площадку, своего рода клуб для обмена лучшими практиками для предприятий ОПК. Первое мероприятие клуба планируем провести уже осенью.

 

Вернемся к предприятиям ОПК, перед которыми поставлена сложная задача – диверсификация производства. Какие вы видите проблемы в этом направлении? Какие из них наиболее сложные?

– В первую очередь, отрасль нуждается в финансировании. Для того чтобы ОПК был готов выпускать необходимый объем гражданской продукции, требуются инвестиции в основные средства. Уже есть точечные программы поддержки по НИОКР, субсидирование процентной ставки. Предприятиям необходимо активизировать работу с банками: для решения этой задачи мы можем предложить различные инструменты, в том числе – проектное финансирование.

Еще один важный вызов – в большинстве предприятий ОПК KPI топ-менеджмента сфокусирован вокруг ГОЗ. Здесь мы также можем помочь предприятию, предложив какие-то решения по обучению, по кадрам, по финансированию, но сместить акценты в мотивации, сделать фокус на диверсификацию сможет только само предприятие.

Третий вызов – недостаточные компетенции у предприятий для того, чтобы с рельс государственного оборонного заказа перейти на рельсы рыночной экономики, о чем я уже говорил. Эти три аспекта – основополагающие.

Отмечу, что также еще важны мероприятия по «результированию» набора проектов, которые способны перейти от стадии TR-1 к стадии TR-3, где они могут уже получить финансирование, гранты, венчурное финансирование и впоследствии стать производствами, которые будут продукцию масштабировать и поставлять на рынок.

 

Есть ли в ПСБ специальный продукт под диверсифицированные проекты?

– Мы участвуем в программе субсидирования Минпромторга – по этой программе предусмотрена льготная процентная ставка. Но мы рассматриваем проекты диверсификации каждый раз индивидуально – конкретный проект, конкретного заемщика, его финансовое положение, перспективу той технологии или продукта, который он будет производить. Это всегда нестандартное решение.

 

Какие у вас стратегические планы по работе с предприятиями ОПК?

– Взаимодействие ПСБ и предприятий ОПК будет продолжать активно развиваться. Благодаря нашим продуктам отдельные корпорации уже экономят десятки миллиардов рублей на выплате процентов, эти деньги они могут в дальнейшем инвестировать в производство, наем сотрудников, обучение. Это, в свою очередь, позволяет предприятиям развиваться и расти. Мы продолжим заниматься вопросами цифровизации, формировать небанковские сервисы, и потому ценность, которую мы можем дать клиентам, дальше будет только возрастать. С одной стороны, мы системообразующий универсальный коммерческий банк, а с другой – в определенных проектах выступаем как институт развития.

Этот микс позволяет нам давать те предложения для предприятий, которые им действительно необходимы.

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 6 (71), 2021 г., Санкт-Петербург