Активное развитие подводных робототехнических комплексов для обеспечения подводной добычи углеводородов и решения задач в военной области привело к формированию класса автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА)1.
Авторы:
- Занин Владислав Юрьевич, Советник Генерального директора ЗАО «НПП ПТ «ОКЕАНОС»
- Кожемякин Игорь Владиленович, Начальник управления оборонных исследований и разработок ФГБОУВО СПб ГМТУ
Учитывая препрограммируемый характер миссий АНПА, базовые задачи в основном сводились к мониторинговым и обследовательским работам на больших площадях (картирование) или линейных объектах донного расположения (кабель-трассы, магистральные трубопроводы). Накопленный опыт работ с АНПА, эволюция технологий и учет экономических факторов со временем вывели АНПА на выполнение работ связанных с точечной донной инфраструктурой: вертикальными и горизонтальными «деревьями» устьевой арматуры, райзерами и якорными линиями2, а так же с объектами в приповерхностном и заглубленном положении в водной среде3. В последнем случае это дало повод даже выделить отдельный подкласс АНПА - автономный инспекционный аппарат (Autonomous Inspection Vehicle (AIV)). Эффективная работа АНПА при решении «классических» и новых задач дала толчок к развитию революционных технологий – реализации функционирования на АНПА манипуляторного комплекса4, причем не только в технократических целях (добыча углеводородов/военные области), но и для научного сообщества, в части сложнейшего глубоководного отбора проб5.
Конструкторско-производственное сообщество Российской Федерации также не остается в стороне от происходящего. За последние пять лет активно увеличивается не только количество представляемых моделей подводных робототехнических комплексов, но и количество компаний и организаций, занятых разработкой самих аппаратом и комплектующих к ним6, растет качество конференций по системам управления применительно к подводной робототехнике7,8.
В связи с данными событиями конструкторские коллективы ФГБОУВО «СПбГМТУ» и ЗАО «НПП ПТ «Океанос», ведущие совместную инициативную разработку ряда надводно-подводных морских робототехнических систем 9,11,12, приступили к проработке вопросов перспективного проектирования манипуляторных комплексов для телеуправляемых необитаемых аппаратов (ТПА) II класса13 и АНПА.
Выбор данных классов робототехники в качестве носителей разрабатываемых манипуляторных комплексов не случаен. Объединяющими факторами служат «малое водоизмещение» аппаратов (читай «малая полезная нагрузка») и невысокая надводная и подводная остойчивость к присоединяемым массам и изменениям моментов. Если влияние данных факторов возможно частично устранить с помощью активного применения на ТПА движительно-рулевых комплексов (в ручном и полуавтоматических режимах), то для АНПА, ограниченных по запасам электроэнергии на борту, да и в силу конструктивных особенностей, данный путь противопоказан. Как следствие – в результате анализа имеющихся технических решений и теоретических изысканий14,15,16,17,18, практического опыта эксплуатации ЗАО «НПП ПТ «Океанос» ТПА II класса типа Н-300 с гидравлическими и электрическими манипуляторными комплексами, и проведенных применительно к АНПА собственных расчетов, признано целесообразным развитие модульного манипулятора с электрическими приводами. Одновременно с выбором типа приводов манипулятора был проведен значительный объем работы по анализу конструктивного исполнения манипуляторного комплекса и его сопряжению/взаимодействию с носителем. Полученные результаты были положены в основу практического проектирования и моделирования ряда манипуляторов в целях первоначальной отработки манипуляторного комплекса для ТПА с дальнейшим сопряжением с гибридным глайдером (АНПА с гидродинамическим принципом движения с периодическим использованием пропульсивной движительной установки и дистанционного управления) и в конечной фазе с полностью автономным АНПА.
Безусловно, кроме проектирования непосредственно исполнительного манипуляторного механизма гораздо большей проблемой представляется обеспечение вопроса программного или программно-дистанционного управления манипуляторным комплексом, но в свете активного развития средств технического зрения и высокоскоростной подводной связи19,20, вопросы обеспечения работы манипуляторного комплекса АНПА (с ТПА таких вопросов не возникает) представляются решаемыми.
Во всяком случае, к тому моменту, когда отечественное научное сообщество подойдет к практическому решению данного вопроса, планируется уже иметь ряд манипуляторов не только отечественных и пригодных для данных задач, но и практически отработанных на ТПА.
Подобная совместная методика подготовки к решению проблемных задач, осуществляемая ФГБОУВО СПб ГМТУ и ЗАО «НПП ПТ «Океанос», уже положительно себя зарекомендовала, позволив вести отработку на инициативно созданном ходовом стенде «глайдер» таких комплектующих и составных частей подводных робототехнических комплексов, как:
- измеритель скорости течения ИСТ-1М, авторский коллектив Институт Природно-Технических Систем г. Севастополь (ранее ФГБУН «Морской гидрофизический институт РАН»);
- высокоточный приемник давления ПДС-1, АО «НПП «Радар-ММС»;
- высокоточный температурный датчик, АО «НПП «Радар-ММС»;
- гидроакустическая навигация с длиной базой, ОАО «Лаборатория подводной связи и навигации».
Кроме того, учитывая стендовое исполнение (ходовой стенд) имеющихся и проектируемых ФГБОУВО СПб ГМТУ и ЗАО «НПП ПТ «Океанос» АНПА и систем управления, в конструкцию и схемотехнику аппаратов заранее закладываются механические и электрические интерфейсы под манипуляторный комплекс и сопутствующее оборудование, что позволит ускорить адаптацию и отработку манипуляторных комплексов АНПА, и не только своей, внутренней разработки.
ЗАО «НПП ПТ «ОКЕАНОС»
194295 Санкт-Петербург, а/я 21
тел/факс (812) 292 37 16
office@oceanos.ru
ФГБОУВО СПб ГМТУ
190008 Санкт-Петербург
Ул. Лоцманская д.3
тел/факс (812) 714 68 22
1861vp@mail.ru
Литература:
- www.imtp.febras.ru
- www.ecagroup.com
- www.subseacom
- “Development of an underwater manipulator mounted for an AUV” M. Ishitsuka, 2005, Oceans 2005 MTS/IEEE, Washington D.C.
- “Development and Testing of a Dexterous Manipulation Capability for Autonomous Undersea Vehicles” Barrett E. Dillow, David L. Akin, Graig R. Carignan, 2009, AIAA Infotech@Aerospace Conference, Seattle
- robotrends.ru
- psct.ru
- imtp.febras.ru
- oceanos.ru
- oceanos.ru
- oceanos.ru
- oceanos.ru
- imca-int.com
- ecagroup.com
- hydro-lek.com
- rovinnovations.com
- “Virtual kinematic chains to solve the underwater vehicle-manipulator systems redundancy” Carlos H.F. dos Santos, Raul Guenther, Daniel Martins, Edson R. De Pieri, 2006, Journal of the Brazilian Society of Mechanical Sciences and Engineering, July/Sept.
- “Autonomus I-AUV Docking for fixed-base Manipulation” Narcis Palome, Pase Ridao, David Ribas, Guillem Vallicrosa, 2014, 19th World Congress The International Federation of Automatic Control, Cape Town
- oceanos.ru
- unavlab.com