Нужны ли России малые ракетные корабли?

Автор: Леонид Нерсисян, военный обозреватель 

Распад международной нормативно-правовой базы в области контроля над вооружениями происходит уже не первый год, при этом одним из самых громких событий оказался выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

 

На фото: Завод "Пелла". Спуск на воду малого ракетного корабля "Буря" (пр.22800) 


Официально договор перестанет действовать с августа 2019 года, однако и Россия, и США уже приостановили свое участие в нем. Тема ДРСМД в последние два года обсуждалась очень активно, особенно в тех аспектах, которые касаются изменения баланса сил в Европе и мире, возможных действий сторон и т.п.

При этом не так много внимания уделялось перспективам строительства российских малых ракетных кораблей (МРК), которые в каком-то смысле были детищем ДРСМД. 

МРК как замена сухопутным пусковых установкам крылатых ракет 

Впервые внимание мировых средств массовой информации к российским крылатым ракетам морского базирования линейки «Калибр» оказалось приковано 7 октября 2015 года. Тогда из акватории Каспийского моря по целям в Сирии были запущены 26 крылатых ракет 3М-14, при этом дальность их полета составила около 1500 км (согласно имеющейся информации, 3М-14 способна пролететь до 2600 км). Огонь велся с ракетного корабля проекта 11661 «Дагестан» и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг».

В тот день Россия продемонстрировала возможность нанесения высокоточного удара крылатыми ракетами средней дальности – так как это делают США с помощью аналогичных ракет морского базирования Tomahawk. Однако говорить о каком-либо реальном паритете с американцами в количестве носителей крылатых ракет этого класса не приходится – на кораблях ВМС США развернуты до четырех тысяч Tomahawk, тогда как российский ВМФ не может пока похвастаться даже двумя сотнями.

При этом строительство запланированных больших серий МРК проектов 21631 «Буян-М» (12 единиц) и 22800 «Каракурт» (18 единиц) все равно не позволит даже приблизиться к конкуренту – 30 МРК будут нести только 240 крылатых ракет «Калибр» (по восемь на каждом корабле). Отдельно надо отметить очень низкую мореходность кораблей этого класса (они могут действовать вблизи от берегов или на больших реках) и их низкую защищенность от ударов с воздуха. Фактически боезапас одного МРК, строительство которого занимает до 4–5 лет, уступает таковому у двух сухопутных пусковых установок советского ракетного комплекса РК-55 «Рельеф» (каждая несла по шесть крылатых ракет). Учитывая невозможность применения МРК вдали от собственного побережья, можно заключить, что они во многом дублируют функционал крылатых ракет наземного базирования.

Такой подход однозначно имел смысл в тот период времени, когда действовал ДРСМД (крылатые ракеты наземного базирования с максимальной дальностью полета более 500 км были запрещены), а возможности российского кораблестроения были ограничены и не позволяли строить корабли класса эсминец, несущие по 50 и более крылатых ракет морского базирования. В этих условиях МРК предоставляли России возможность нанесения хотя бы ограниченного высокоточного удара с большой дистанции по целям в Европе или на Ближнем Востоке.

Нужны ли малые ракетные корабли в условиях распада ДРСМД? 

Основным американским тезисом, на основе которого было принято решение выйти из ДРСМД, стало нарушение Россией (по мнению США) условий договора, а именно – разработка и производство крылатой ракеты 9М729, дальность полета которой якобы превышала разрешенные 500 км. Споры о том, кто в этой ситуации был прав, уже не имеют значения – ДРСМД больше нет, и по разным причинам это, в общем-то, устроило обе стороны.

В новых условиях Россия получила возможность разрабатывать, производить и развертывать как крылатые, так и баллистические ракеты с максимальной дальностью, находящейся в диапазоне от 500 до 5500 км. О создании сухопутного варианта «Калибра» в срок до 2020 года официально уже заявлено, впрочем, это решение было вполне очевидным и простым для исполнения.

Пусковая установка пресловутой 9М729, которая демонстрировалась на брифинге Министерства обороны России, была очень похожа на экспортный ракетный комплекс Club-M, предназначенный для запуска линейки крылатых ракет «Калибр». Одна такая пусковая установка несет четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК), а интеграция с ней ракеты 3М-14 не должна стать проблемой. Бригадный комплект из 12 подобных сухопутных пусковых установок будет нести 48 ракет в одном залпе с возможностью быстрой смены ТПК (перезарядка пусковых ячеек на кораблях – процесс намного более трудоемкий и долгий). Стоимость и скорость производства дивизиона сухопутных «Калибров» окажется в разы меньше, чем для шести «Буянов-М» или «Каракуртов», несущих те же самые 48 ракет. К тому же эксплуатация ракет наземного базирования обойдется заметно дешевле и потребует намного меньшего количества персонала.

Учитывая опыт крупносерийного производства тех же оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», можно с уверенностью сказать, что развертывание 400–500 сухопутных крылатых ракет «Калибр» в течение нескольких лет – вполне выполнимая задача, а такое количество уже может в определенной мере обеспечивать неядерное сдерживание в Европе.

Надо сказать, что развертывание подобных комплексов на территории европейской части России пока находится под вопросом, и есть вероятность, что стороны договорятся не размещать ракетное вооружение, не соответствующее ДРСМД в Европе. Однако это не мешает производству сухопутных «Калибров» – при возникновении необходимости их можно быстро перебросить в ту часть России, где они требуются.

Из вышесказанного напрашивается простой вопрос: необходимо ли продолжать производство МРК? 

Что касается уже заложенных кораблей, вероятно, их надо достроить. Но вот закладывать новые серии, возможно, не стоит. Эти ресурсы намного интереснее было бы переориентировать на буксующее строительство фрегатов проекта 22350, которые способны действовать в дальней морской зоне и несут по 16 крылатых ракет линейки «Калибр». Необходимо также ускорение работ по строительству многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885М «Ясень-М» и модернизации имеющихся советских кораблей под современное ракетное вооружение.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 4 (57) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры