Военное кораблестроение России. Текущее состояние

Автор: Дмитрий Болтенков  

В 2011 году было объявлено о начале масштабного перевооружения российских армии и флота. 

Предполагалось в течение 10 лет провести практически полную замену вооружения и техники еще советского производства на новые образцы. Огромнейшее значение имело обновление корабельного состава. 

На фото: Амурский судостроительный завод. Спуск подводной лодки "Комсомольск-на-Амуре" 


В период 1990–2010 годов Россия, по сути, потеряла целое поколение кораблей. За это время, например, такая страна, как Нидерланды, успела построить серию фрегатов, затем продать их почти полностью и построить вместо них серию других. 

В России в 1990–2010 годах удалось только достроить ряд кораблей и подводных лодок еще советского задела и начать строительство головных кораблей ряда проектов. Причем эти корабли, например, подводные лодки проекта 677 «Санкт Петербург», атомные подводные лодки проекта 955 «Юрий Долгорукий» и проекта 855 «Северодвинск» в основе имели разработки еще советского времени. Безусловно, можно считать чудом, что Россия вообще сумела сохранить судостроительные мощности и научно-инженерные кадры в области военного кораблестроения. Хотя это произошло в первую очередь благодаря импортным заказам.

Создание современных российских военных кораблей стартовало в начале XXI века. Так появились проекты малого артиллерийского корабля (МАК) проекта 21630 «Астрахань», корвета проекта 20380 «Стерегущий» и фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Надо понимать, что из всех видов военной техники именно военный корабль следует считать самым сложным, поскольку для его создания требуется сплав усилий и кораблестроителей, и разработчиков морского оружия, и двигателистов, и представителей других специальностей. Процесс работы над этими проектами показал всю сложность возобновления массового строительства военных кораблей в условиях нестабильной экономики и провала производства в 1990-х годах и разрыва кооперационных связей между странами бывшего СССР. Так, например, при строительстве головного МАК «Астрахань» выяснилось, что Ужгородский механический завод, ранее поставлявший судовую мебель, оказался за границей, да и вообще прекратил существование. Пришлось искать новых поставщиков судовой мебели для военных кораблей. И подобных мелочей возникало много.

В целом ВМФ рассчитывал по «Государственной программе вооружений – 2020» получить до 2020 года восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, восемь атомных подводных крейсеров, восемь неатомных подводных лодок, два десантно-вертолетных корабля-дока, порядка 15 фрегатов и 35 корветов, а также большое количество вспомогательных судов.
Частью морского компонента ГПВ-2020 стала принятая в 2010 году программа экстренного усиления Черноморского флота за счет постройки уже отработанных промышленностью фрегата проекта 11356 и подводных лодок проекта 6363 (по шесть единиц каждого проекта). Эти были советские проекты, хорошо зарекомендовавшие себя при поставках на экспорт. В остальном морская часть ГПВ-2020 предусматривала строительство кораблей по новым, постсоветским проектам. В целом речь шла о полномасштабной замене всего спектра боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов советской постройки.

Крымская весна 2014 года 

Морская часть ГПВ-2020 очень во многом зависела от импорта: в частности, это поставки газовых корабельных турбин из Украины, поставки корабельных дизелей из ФРГ, постройка во Франции двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Владивосток», заказ различного рода судового оборудования в странах Запада и многое другое.

Крайне любопытны исторические параллели: например, в процессе создания флота Российской империи в 1910-х годах, равно как и при строительстве большого флота предвоенного СССР, наша страна также очень во многом зависела от импорта. Другую историческую параллель можно увидеть в том, что после принятия масштабных кораблестроительных программ происходили масштабные геополитические события, впоследствии заставлявшие эти программы корректировать.

После событий «Крымской весны» страны НАТО и Украина ввели эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Россией. В результате крайне нужные для ВМФ РФ ДВКД типа «Владивосток» в Россию не пришли, но за них хотя бы вернули деньги.

Следствием эмбарго на поставки двигателей из ФРГ и Украины стал тот факт, что некоторые корабли так и остались на стапелях, а для других, в частности, малых ракетных кораблей и противодиверсионных катеров, пришлось размещать новые заказы на дизельные двигатели в Китае и, соответственно, перерабатывать проекты. Но самое главное, России пришлось решать задачи импортозамещения и начать заниматься разработками различных корабельных двигательных систем. Эта «двигательная» проблема стоила стране пятилетней задержки в строительстве боевых кораблей.

Помимо того, высшему руководству страны пришлось менять приоритеты развития вооруженных сил. Например, в 2014 году сухопутных войск как таковых в направлении границы России с Украиной между Москвой и Ростовом-на-Дону практически не было. В 2019 году на этой территории действуют уже три общевойсковые армии.

Еще одна проблема, возникшая перед руководством России, заключалась в том, что по итогам «Крымской весны» страна приобрела не только территории и население, но еще и ряд предприятий и производств в Крыму, со всеми их достоинствами и довольно большим количеством недостатков.

Крым в советское время был известен во многом именно предприятиями судостроения и судоремонта

Так, Керченский завод «Залив» имеет сухой строительный док 360 метров длиной и 60 метров шириной. Таких доков в СССР было всего два. Второй такой док остался в Николаеве. Феодосийское предприятие «Море» занималось строительством кораблей на динамических принципах поддержания, таких как корабли на воздушной подушке и корабли на подводных крыльях. Севастопольский «Севморзавод» был в СССР номером один по строительству плавкранов, а также основным ремонтным предприятием Черноморского флота. За прошедшие 23 года все это наследие оказалось практически утеряно. Завод «Залив» в 2014 году вообще не имел никаких заказов.

ССЗ Залив_ Керчь_ Судно-снабженец выводят из дока

ССЗ "Залив" (г. Керчь). Судно-снабженец выводят из дока

 

Перед Россией встала задача оживить эти предприятия. Одним из способов стала передача им заказов на военное кораблестроение. Например, «Море» с помощью «Пеллы» получило заказ на малые ракетные корабли проекта 22800. «Заливу» из Зеленодольска было передано порядка десяти патрульных кораблей, МРК и вспомогательных судов.

Стране пришлось решать задачу импортозамещения, и в первую очередь требовалось создание компетенций по разработке и изготовлению газовых корабельных турбин и корабельных дизельных установок. К 2019 году эта задача была во многом успешно решена, и как следствие 23 апреля 2019 года на «Северной верфи» было заложено еще два фрегата проекта 22350: «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов». А командование Черноморского флота не оставляет надежду принять в свой состав четвертый корпус фрегата проекта 11356 «Адмирал Бутаков».

Военное кораблестроение 

При рассмотрении программ военного кораблестроения следует учитывать, что их основная задача – это замена широкого спектра боевых кораблей и вспомогательных судов.

Многие комментаторы и критики развития сегодняшнего ВМФ России не учитывают тот факт, что в стране не один флот, а несколько. ВМФ РФ располагает значительным флотом аварийно-спасательной и поисковой службы. Судоходство и навигация в океанах и в прибрежных морях целиком зависят от Гидрографической службы. Аналогичных структур в ВМС иностранных государств, по сути, нет. В России имеется также значительный флот Главного управления глубоководных исследований МО РФ, задача которого состоит в проведении подводно-технических работ на морском дне.

При этом ни в одной стране мира флоту не приходится предусматривать службу на пяти не связанных между собой театрах военных действий. Россия при строительстве своего флота обязана учитывать, что корабли, которые хороши в Каспийском или Черном море, будут непригодны для службы на Камчатке. Это же касается и флота Береговой охраны ФСБ России.

В годы СССР не все виды кораблей строились на территории Советского Союза, очень многие строились за границей, в первую очередь в Польше и в Финляндии. В результате опыта строительства многих видов кораблей в РФ просто нет. Во-первых, это кабельные суда, во-вторых, десантные корабли, в-третьих, океанские буксиры.

Стоит упомянуть еще и такой исторический аспект отличия ВМФ РФ от ВМС США или Англии: в нашей стране для вывода кораблей из пунктов базирования используются рейдовые буксиры, а для погрузки оружия – плавучие краны. Существующие суда такого назначения имеют срок службы чуть ли не 40 лет, и надо их просто заменять (что и было сделано в последние годы благодаря в первую очередь петербургским заводам «Пелла» и «Алмаз»). ВМС США или Англии подобные задачи решают иначе, а в России это важнейший компонент боеготовности ВМФ.

Завод Пелла_Буксир ледового класса_СБ-737_проекта 02980

Завод "Пелла". Спуск буксира ледового класса СБ-737 (проект 02980)

 

В результате количество типов строящихся боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов просто поражает. Ни одна страна мира, включая США или КНР, не ведет строительство такого широкого спектра кораблей и судов. Некоторые виды кораблей на Западе просто не строят, такие как тральщики или кабельные суда. ВМФ РФ для построения сетей связи, особенно в Арктике, просто нуждается в кабельных судах. Строительство двух таких единиц было передано из Зеленодольска в Керчь. Строительство ряда других видов кораблей, таких как патрульные ледоколы, в Канаде, например, только начинается.

Еще один аспект развития отечественного ВМФ состоит в том, что он – не просто набор кораблей. В состав ВМФ входят также мощнейшие соединения морской авиации и береговых войск. Ответственность за оборону некоторых территорий России несет в первую очередь именно ВМФ. Это Калининградская область, Крым и Камчатка, где практически все боевые структуры завязаны именно на флот. И за развитие этих структур также отвечает ВМФ.

Можно вспомнить, что после 2014 года на территории Крыма была создана мощнейшая группировка береговых и сухопутных войск флота, которой до «Крымской весны» просто не существовало. А в составе Северного флота появились формирования для ведения боевых действий в арктических условиях, аванпосты на трассе Северного морского пути, такие как «Северный клевер» на острове Котельный. Подобного в западных странах просто нет.

Военно-морскому флоту также приходиться заниматься инфраструктурой базирования. И в этом направлении есть зримые успехи. Так, для обеспечения базирования новых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 в Вилючинске созданы причальная зона и зона хранения оружия, туда прибыли морской транспорт вооружения «Академик Ковалев», плавкраны и буксиры.

Военный судоремонт 

Понятно, что заменить весь огромный флот за 10 лет невозможно. Но при этом многие боевые единицы еще имеют достаточный запас «советской» прочности и хорошо себя зарекомендовали – такие как БПК семейства 1155, подводные лодки проектов 949А, 971 и 877, и т.д.

В попытке нарастить количественный состав принято порядка 10 программ модернизации кораблей советской эры. В частности: модернизация атомного крейсера «Адмирал Нахимов»; ремонт и модернизация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»; модернизация атомных подводных крейсеров проекта 949А в проект 949АМ (при этом крылатые ракеты «Гранит» меняются на новые ракеты «Калибр» и «Циркон»); ремонт и модернизация крейсера «Маршал Устинов», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» и ряда других.
Сам по себе судоремонт с модернизацией сравним по сложности со строительством нового корабля. Ведь корабли создавались достаточно давно, технологии, по которым они строились, уже устарели, их внутреннее насыщение и оборудование также устарело и более не выпускается. Соответственно, надо разрабатывать новое оборудование.

Атомный крейсер Адмирал Нахимов

Атомный крейсер "Адмирал Нахимов"

 

Характерна история с ремонтом и модернизацией БПК «Адмирал Чабаненко». Сам корабль был достроен в середине 1990-х годов за счет отказа от проведения ремонта головного БПК проекта 1155 «Удалой». Финансов для заказа комплекта ремонтной документации у ВМФ не хватило. В результате получился неплохой корабль, который 15 лет бегал по морям и океанам. Слишком активное использование и привело его в 2013 году к стенке завода СРЗ-35. В настоящее время ремонт корабля, по сути, не ведется – из-за того, что еще не готова ремонтная документация, кроме того, не проведен ремонт газовых турбин. И не исключен вариант, что ВМФ предпочтет потратить средства, выделенные на ремонт «Адмирала Чабаненко», на строительство нового корабля, боевые возможности которого будут гораздо выше.

При этом следует принимать во внимание известную проблему советского военного кораблестроения – на флоте практически нет одинаковых крупных кораблей или подводных лодок. Внешне одинаковые корабли внутри различаются. Характерными примерами можно считать семейство атомных подводных лодок проекта 971 или ракетных крейсеров семейства 1144. К сожалению, эта проблема имеет место и в настоящее время: внешне очень похожие БДК «Иван Грен» и «Петр Моргунов» сильно различаются своей «начинкой». Корветы проекта 20380 постройки «Северной верфи» и АСЗ тоже разные. Такие различия внутреннего оснащения и оборудования кораблей затрудняют разработку для них документации по ремонту и модернизации. По сути, такую документацию приходится делать для каждого корабля в индивидуальном порядке.

Также имеет большое значение соотношение «стоимость/эффективность». Так, изначально планировалось отремонтировать на заводе «Звездочка» пять подводных лодок проекта 877 из состава Северного флота. По факту после проведения средних ремонтов «Калуги» и «Владикавказа» программа была остановлена. Также был остановлен ремонт и других лодок этого проекта. Вместо того ВМФ решил заказать крупные партии подводных лодок проекта 6363 для Тихоокеанского флота и проекта 677 для него же и для Северного флота.

Вместе с тем, другие программы развиваются более-менее успешно: уже в ближайшее время в состав флота начнут возвращаться малые ракетные корабли проекта 12341, на которых вместо ракетного комплекса «Малахит» будет установлен комплекс «Уран». Головным стал малый ракетный корабль «Смерч». Развивается и программа модернизации БПК проекта 1155 (головным стал «Адмирал Шапошников»).

Поступательно проходит превращение атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» в «супердредноут XXI века». Корабль будет просто «набит» разнообразным ракетным оружием. Хотя, конечно, вместо ввода этого крейсера в строй в 2018 году теперь ВМФ ожидает получить его только в 2021-м, а стоимость модернизации заставила задуматься о других вариантах ее проведения для его «брата» – крейсера «Петр Великий».

Взгляд в будущее

Характерная особенность текущей программы развития ВМФ выглядит примерно так: получить головной корабль, провести его всесторонние испытания и затем решить вопрос о дальнейшей судьбе проекта. Успешное завершение испытаний фрегата «Адмирал Горшков» привело к закладке 23 апреля двух новых фрегатов и к объявлению планов о строительстве 12 фрегатов проекта 22350М. При этом строительство и испытания спасательного судна «Игорь Белоусов» заставили командование ВМФ задуматься о конкретном виде продолжения серии. Следует отметить, что такой подход – «делаем головной корабль и смотрим, что получилось» – явно затягивает сроки создания серии.

Фрегат Адмирал Горшков

Фрегат "Адмирал Горшков"

 

Основными видами оружия современных российских кораблей служат крылатые ракеты «Калибр» и зенитные ракеты комплекса «Полимент Редут». Первый комплекс был успешно создан и испытан в боевых условиях, а вот разработка второго сильно затянулась и была успешно завершена только в 2018 году. Следствием этой задержки стало то, что фрегат адмирал «Адмирал Горшков» не принимали в состав флота в течение шести лет.

Еще одна особенность текущего военного кораблестроения заключается в том, что страна начинает переходить к строительству следующего поколения кораблей.
Первым примером стал патрульный корабль проекта 22160, который выглядит как платформа с минимально необходимым вооружением и экипажем. Но боевые возможности такого корабля могут быть многократно увеличены путем установки того или иного дополнительного вооружения или оснащения, изготовленного в контейнерном виде. На корабль проекта 22160 могут грузиться контейнеры с ракетами «Уран» или «Калибр», и тогда он способен выступать в роли ударного корабля; могут грузиться модули с гидроакустической станцией и с подводными роботами, а также торпедный контейнер – и он будет работать как корабль охраны водного района.

Следующим таким кораблем станет корвет проекта 20386 «Меркурий», на котором под сменные виды нагрузки будет отведен значительный участок, так называемая трансформенная корма. В результате получим корабль – «швейцарский универсальный нож».

Помимо боевых кораблей, принцип модульности предполагается распространить и на подводные лодки. Можно не сомневаться, что проект атомной подводной лодки 5-го поколения «Хаски» («Лайка») будет использовать модули с противокорабельными и баллистическими ракетами.

Не забыты и вспомогательные суда: в настоящее время разрабатывается проект многофункциональной платформы, которая сможет выступать в роли танкера, госпитального судна, плавмастерской и т.д.

Такие новые технологии можно считать даже не одним шагом, а, пожалуй, двумя шагами вперед по сравнению с темпами развития иностранных флотов.
Не следует также забывать, что для российского ВМФ сейчас ведется разработка широкого спектра беспилотных летательных аппаратов и подводных необитаемых аппаратов. В частности, в 2018 году было объявлено о создании мегаторпеды «Посейдон» с атомной боеголовкой, а также атомной двигательной установкой. Эту торпеду можно назвать «оружием Судного дня». И сложно сравнить какой-либо другой флот с ВМФ России по внедрению беспилотников на надводные корабли.

Итоги и перспективы

Несмотря на все перечисленные выше проблемы, программа военного кораблестроения России весьма динамично развивается. Все-таки четыре крупных корабля в один день, как это произошло 23 апреля 2019 года, в СССР и России очень давно не закладывали. Россия смогла восстановить свои компетенции в строительстве таких сложных и комплексных объектов, как спасательные суда или корабли разведки.

В настоящее время в постройке находятся значительное число боевых кораблей и вспомогательных судов. «Северная верфь» строит пять фрегатов, пять корветов и два вспомогательных судна (что вообще-то находится на уровне советского времени). «Севмаш» и «Адмиралтейские верфи» строят 21 подводную лодку.

Да, страна «потеряла» целое поколение кораблей, но уже сегодня строит те корабли, к строительству которых Запад еще только готовится. В первую очередь речь идет о ракетно-ядерном мече – ракетных подводных крейсерах 4-го поколения. США и Англия еще только создают наброски будущих кораблей на замену существующим, а Россия уже в реальности строит крейсеры проекта 955А.

Но не стоит забывать про главное, что нужно для военного кораблестроения, – это деньги. На все сразу финансов не хватает, и приходится некоторые проекты отодвигать на будущее. Так, например, сдача патрульных ледоколов проекта 22350 «Иван Папанин» и «Николай Зубов» сдвинута на четыре года и произойдет в 2023–2024 году.

По оценке Верховного Главнокомандующего Президента России, оснащенность ВМФ современным оружием и вооружением достигает 60%. Наиболее современное объединение – Каспийская флотилия (90%). Капитально обновлен Черноморский флот: из «музея кораблей» он превратился во вполне современный. Существенно обновлен и Балтийский флот. Началась замена крупных кораблей и атомных подводных лодок на Северном флоте. Тихоокеанский флот впервые с 1991 года получил два достаточно крупных боевых корабля.

Особенность развития ВМФ России заключается в том, что, как правило, практически все высшие руководители нашей страны понимают необходимость совершенствования флота для решения геополитических задач. Существующие в наши дни программы военного кораблестроения – не исключение и находятся под пристальным вниманием президента России Владимира Путина.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 4 (57) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры