Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Военное кораблестроение России. Текущее состояние

Автор: Дмитрий Болтенков  

В 2011 году было объявлено о начале масштабного перевооружения российских армии и флота.

Предполагалось в течение 10 лет провести практически полную замену вооружения и техники еще советского производства на новые образцы. Огромнейшее значение имело обновление корабельного состава.

На фото: Амурский судостроительный завод. Спуск подводной лодки "Комсомольск-на-Амуре" 


В период 1990–2010 годов Россия, по сути, потеряла целое поколение кораблей. За это время, например, такая страна, как Нидерланды, успела построить серию фрегатов, затем продать их почти полностью и построить вместо них серию других.

В России в 1990–2010 годах удалось только достроить ряд кораблей и подводных лодок еще советского задела и начать строительство головных кораблей ряда проектов. Причем эти корабли, например, подводные лодки проекта 677 «Санкт Петербург», атомные подводные лодки проекта 955 «Юрий Долгорукий» и проекта 855 «Северодвинск» в основе имели разработки еще советского времени. Безусловно, можно считать чудом, что Россия вообще сумела сохранить судостроительные мощности и научно-инженерные кадры в области военного кораблестроения. Хотя это произошло в первую очередь благодаря импортным заказам.

Создание современных российских военных кораблей стартовало в начале XXI века. Так появились проекты малого артиллерийского корабля (МАК) проекта 21630 «Астрахань», корвета проекта 20380 «Стерегущий» и фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Надо понимать, что из всех видов военной техники именно военный корабль следует считать самым сложным, поскольку для его создания требуется сплав усилий и кораблестроителей, и разработчиков морского оружия, и двигателистов, и представителей других специальностей. Процесс работы над этими проектами показал всю сложность возобновления массового строительства военных кораблей в условиях нестабильной экономики и провала производства в 1990-х годах и разрыва кооперационных связей между странами бывшего СССР. Так, например, при строительстве головного МАК «Астрахань» выяснилось, что Ужгородский механический завод, ранее поставлявший судовую мебель, оказался за границей, да и вообще прекратил существование. Пришлось искать новых поставщиков судовой мебели для военных кораблей. И подобных мелочей возникало много.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.