Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Непростое отношение ЕС к вторичным санкциям

Принятый в октябре восьмой пакет санкций ЕС расширяет число критериев, по которым могут применяться блокирующие санкции ЕС в связи с украинским конфликтом. Новый правовой механизм позволяет говорить о том, что Евросоюз теперь будет прибегать к вторичным санкциям, которые ранее использовались только Соединении Штатами. При этом ранее ЕС критично относился к практике вторичных санкций, применяемой США.

Статья 1 Регламента Совета ЕС 2022/1905, принятого 6 октября 2022 года в рамках восьмого пакета санкций ЕС, расширяет число критериев, по которым могут применяться блокирующие санкции. Теперь в их числе физические и юридические лица, которые содействуют обходу санкционных режимов Евросоюза. Иными словами, новые поправки в санкционной политике ЕС являются первыми шагами Союза в сторону практики вторичных санкций.

Суть таких санкции в том, что финансовые и прочие ограничения применяются не только в адрес подсанкционных лиц и организаций, но и по отношению к третьим лицам за взаимодействие с теми, кто уже под санкциями.

При этом новая норма ЕС оставляет простор для интерпретации. В Регламенте ЕС не уточняется, о каких именно лицах идет речь, а также точно не определено понятие обхода санкций. Это позволяет предположить, что санкции могут применяться экстерриториально, то есть за пределами ЕС и в отношении лиц из третьих стран за транзакции с лицами, уже находящимся в списках. На практике адресатами таких вторичных санкций могут стать дружественные России страны, которые не присоединились к санкциям ЕС.

Другой особенностью восьмого пакета, которую можно рассматривать как форму вторичных санкций, стало установление «потолка цен» на морские перевозки российской нефти. Согласно Регламенту ЕС 2022/1904, в случае перевозки нефти судном из третьей страны если цена контракта превысит ценовой потолок, который является подвижным и определяется Советом ЕС, в будущем этому будет запрещено предоставлять данному судну технические, финансовые, страховые и иные услуги. Конкретные механизмы применения этой меры до сих пор неясны, однако, правовая основа создана.

Пионерами практики вторичных санкций являются США. После начала российской «спецоперации» вторичные санкции Соединенных Штатов привели к тому, что ряд компаний в дружественных странах ограничили деятельность с Россией. Китай, который зачастую рассматривается как главный партнер России в сложившихся условиях, занимает осторожную позицию по отношению к северному соседу именно из-за риска вторичных санкций США, которые является гораздо более важным торговым партнером, чем Россия. Недавние меры Минфина США по ограничению российской платежной системы привели к отказу принимать российские карты «Мир» в ряде банков дружественных стран.

При этом практика вторичным санкций со стороны Соединенных Штатов не ограничивается украинским кейсом. В 2018 году решение США выйти из иранской «ядерной сделки» и введение против Ирана экстерриториальных санкций стали предметом критики со стороны Евросоюза. Тогда бизнес из стран ЕС был вынужден подчиниться американскому законодательству и уйти из Ирана, несмотря на то, что ЕС не поддержал выход из сделки. Более того, многие европейские компании и банки попали под крупные штрафы США. Все это привело к тому, что вторичные санкции Вашингтона воспринимались в Брюсселе как проблема и назывались незаконными.

В последующие годы Евросоюз пытался выработать механизмы для координации и стандарты для европейского бизнеса с целью избежать вторичных американских санкций, однако особенных успехов на этом направлении до сих пор нет.

Источник - РСМД