Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Развитие российско-китайской логистики в новых условиях

Западные антироссийские санкции оказали существенное влияние на структуру транспортных путей в Евразии и сотрудничество России и Китая в сфере транспорта и логистики по всем направлениям, говорится в свежей аналитической записке Российского совета по международным делам (РСМД). Москва и Пекин добились наибольших результатов в рамках маршрута Китай — Европа, однако для дальнейшего роста объема перевозок необходимо устранить ряд системных проблем.

 

«В условиях фактического закрытия для России западных рынков и ограничения прежних транспортно-логистических связей процесс разворота грузопотоков на Восток, в частности, в Китай, становится практически безальтернативным», — говорится в докладе РСМД «Развитие региональной связанности в Евразии: роль России и Китая в налаживании транспортных маршрутов на континенте».

В условиях ограничения сотрудничества между Россией и западных стран российское посредничество для Пекина в рамках китайско-европейских грузоперевозок является оптимальным вариантом развития транспортно-логистической сети для Москвы. Это повышает важность проработки новых направлений дальнейшей интеграции в области инфраструктуры в рамках грузового транзита Китай — Европа.

Наибольший потенциал для дальнейшего наращивания сотрудничества между двумя странами представляет железнодорожный маршрут Китай — Европа. За последние пять лет доля товаров, перевезенных по железной дороге в общем объеме внешней торговли между Китаем и Европой выросла с 1,5% до 8%.

Однако чтобы нарастить объем перевозок в двустороннем сообщении РФ и КНР предстоит решить несколько кратко- и среднесрочных задач и устранить ряд системных проблем, считают авторы. Во-первых, необходимо повысить скорость транзитных поездов, ускорить контейнеризацию и увеличить коэффициент загрузки составов. Во-вторых, актуальным вопросом остается повышение эффективности действующих погранпереходов, повышение пропускной способности БАМ и Транссиба до 180 млн т. В-третьих, понадобится создание новых пунктов пропуска и трансграничных инфраструктурных объектов и развитие цифрового обеспечения перевозочного процесса.

Облегчить нагрузку на железную дорогу может перенаправление части грузов на автомобильные дороги. В июне 2022 г. в тестовом режиме был открыт трансграничный автомобильный мост Благовещенск — Хэйхэ, который может значительно сократить время и уменьшить стоимость перевозки товаров из северо-восточных провинций КНР в центральные регионы России. В феврале 2023 года через КПП Маньчжоули — Забайкальск был открыт первый транспортный международный автомобильный маршрут МДП (TIR), который дополнил работающий в условиях повышенной загруженности железнодорожный маршрут Китай — Европа.

«Темпы реализации выделенных приоритетных направлений во многом определят дальнейшее развитие транспортно-логистического сотрудничества между Россией и Китаем», — заключают авторы доклада.

Источник — РСМД