Поставки авиационной техники в российско-китайском ВТС

Оборонно-промышленный комплекс КНР стремительно развивается, но по-прежнему не может обойтись без иностранной помощи. В условиях постоянно усложняющейся политической обстановки у Пекина остается все меньше возможностей импортировать зарубежные образцы военной техники.

 

В сентябре 2018 года США наложили на Китай санкции за проведение военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией. Одним из слабых мест китайского ОПК остается производство пилотируемых летательных аппаратов и двигателей для них. В связи с этим для государственного и военного руководства КНР значительный интерес представляет экспорт технологий из России.

 

Истоки сотрудничества

ВТС СССР и Китая в области авиационной техники началось до Второй Мировой войны. С 1937 по 1942 год для борьбы с японской агрессией Китай получил от СССР около 840 боевых самолетов: истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, ДБ-3 и ТБ-3. В 1941–1942 годах близ китайского города Урумчи работал завод, на котором из советских комплектующих было собрано более ста истребителей И-16. Объем советской помощи вырос в 1950 году после победы в гражданской войне коммунистов во главе с Мао Цзэдуном. В КНР были поставлены истребители Ла-11, Як-11, МиГ-9, МиГ-15, бомбардировщики Ту-2 и Ту-16, Ил-28, переданы для производства чертежи истребителей МиГ-17 и МиГ-19. Поставлялись также самолеты Ан-2, Ан-12.

Когда закончилась война на Корейском полуострове, акцент советско-китайского сотрудничества в сфере авиации сместился в сторону технологической помощи авиапрому КНР. Китай по советским лицензиям наладил серийное производство самолетов разных типов и назначения: в 1957 году начался выпуск истребителей МиГ-17 («Цзянь-5» (J-5)), в 1959 году – МиГ-19 («Цзянь-6» (J-6)).

В конце 1950-х отношения стран испортились. Китайцам удалось задержать МиГ-21 из советских поставок в сражающийся против США Вьетнам. Путем нелицензионного копирования этого истребителя была создана китайская версия, обозначенная как «Цзянь-7» (J-7). Эта машина стала одной из самых массовых в промышленности КНР и на вооружении истребительной авиации ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). По советской лицензии Китай стал серийно выпускать фронтовые бомбардировщики Ил-28 («Хун-5» (H-5)). На основании поставленной еще до свертывания советско-китайского ВТС проектно-технической документации китайские авиастроители наладили производство дальних бомбардировщиков Ту-16 («Хун-6» (H-6)), а также транспортных самолетов Ан-24 и Ан-12 («Юнь-7» (Y-7) и «Юнь-8» (Y-8)).

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив ежемесячную или ежегодную подписку на онлайн-издание НОЗС.

Подписка дает неограниченный доступ ко всем экспертным и аналитическим материалам на сайте.

Партнеры