Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ДАГК МО РФ – 10 лет в строю

Десять лет назад, в декабре 2013 года был создан Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации. За несколько месяцев до этого, в марте того же года, глава военного ведомства сделал неожиданное заявление о том, что Минобороны России надо освободить от «не свойственной» ему функции ценообразования на оружие и технику в рамках ГОЗ.

 

Это эмоциональное заявление было сделано под впечатлением от деятельности Департамента Минобороны РФ по ценообразованию продукции военного назначения, который отличался подчеркнутой закрытостью, немотивированной корректировкой цен, нежеланием договариваться с головными исполнителями по уровню цены. Вместо решения вопросов о цене государственных контрактов жесткая позиция департамента приводила к увеличению ценовых споров, которые было вынуждено решать высшее военное руководство и даже президент. Проблемный департамент ко всеобщему облегчению ликвидировали.

Однако отказаться от функции определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, без потери статуса распорядителя бюджетных средств оказалось затруднительно, поскольку функции финансирования и ценообразования взаимосвязаны.

Было принято компромиссное решение – создать новый департамент, который сможет обеспечить баланс интересов государственного заказчика и головного исполнителя. Привлекать бывших сотрудников ликвидированного департамента запретили.

В ноябре 2013 года замминистра обороны РФ объявил, что ликвидированный департамент заменят уже существующее управление военно-экономического анализа госпрограммы вооружения и гособоронзаказа и департамент аудита.

Название нового департамента не должно было указывать на правопреемственность со старым, т.к. само понятие ценообразование ассоциировалось с проблемами.

Благодаря политике сотрудничества и открытости департамент аудита получил поддержку заказывающих органов и предприятий ОПК. В те былинные времена сотрудники заказывающих управлений и представители ОПК могли прийти в новый департамент для обсуждения спорных вопросов. Тогда РКМ представлялись на бумаге, и предприятия помогали быстро найти нужные обосновывающие документы. Спорные вопросы решались оперативно, что практически исключало ценовые споры.

В юбилейный год есть хороший повод вспомнить добрым словом руководство департамента (Прошин М.В., Веретин С.А, Фалахов Ш.Ф, Дорофеева Л.В., Ефимов Ю.В.), которому удалось в самые короткие сроки собрать команду профессионалов и развернуть работу департамента с нуля. Уже с самого начала 2014 года определение НМЦК и цен единственных поставщиков по ГОЗ 2014 проводилось силами департамента, даже несмотря на большие организационные проблемы (Положение о департаменте было утверждено только в сентябре 2014 года, что создавало сложности с обеспечением компьютерной и оргтехникой, и особенно с писчей бумагой).

В то время Департамент аудита государственных контрактов включал 4 отдела (авиационный, морской, РВСН и прочие по номенклатуре других заказывающих органов) со штатной численностью около 25 человек, из них ценовики – менее 20 человек.

Понятие аудита государственных контрактов, остроумно включенное в наименование департамента, несколько сбивало с толку. Следуя этому термину, в положение о департаменте аудита также была включена многозначительная фраза о «проведении независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключения по стоимостным показателям государственных контрактов». Конечно, заинтересованный орган военного управления не может исполнять функции государственного заказчика – Минобороны России – и одновременно быть независимым, отстраненным арбитром. Тем не менее, эта фраза до сих пор активно используется некоторыми арбитражными судьями как неоспоримое доказательство особой миссии департамента.

За последние годы действующему руководству департамента удалось формализовать многие процессы ценообразования и делопроизводства, чего требовал увеличившийся объем работы. Спорные вопросы по ценам государственных контрактов решаются, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

Департамент заслужил репутацию последовательного проводника принципов государственного регулирования цен, заложенных в ФЗ-275.

Экспертное сообщество и предприятия ОПК поздравляют руководство ДАГК МО РФ и сотрудников департамента со славным юбилеем.

Благодарим за сотрудничество.